Предисловие.
«Не то сие значит, чтобы противно было Господу знать и другое что, кроме Христианского учения, а то, что Христианское учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним».
Свт. Феофан Затворник.
В одном из писем о. Павел Флоренский в 1912 г обращается к своим друзьям: «Нам надо создавать православную науку, ее почти нет, если не считать утерянных нитей отеческой мысли».1 Несколькими годами позже С.Л. Франк с горечью говорил: «…Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной области».2
Многое было сделано с тех пор, однако фундамент того, мы называем христианской психологией, только строится, и долг творческого созидания христианской науки по-прежнему стоит перед нами.3
Построение любой науки начинается с изложения наиболее общих принципов, на которых базируется все остальное. Для христианской психологии подобной основой учение о человеке. Трудно не согласиться с В.И. Слободчиковым, что «психология должна иметь (или — строить) собственное представление о сущности человека, дабы мочь что-то сказать о его свойствах, в том числе — и о психических».4
Что касается Православия, нетрудно заметить, что Отцы Церкви говорят о человеке с интонацией глубокого изумления. Как благоговеет человек перед Богом, он благоговеет и трепещет и перед величием того, что Богом создано. И человек как наивысшее из творений Божиих представляет одну из самых значительных загадок для самого себя.5
На сегодняшний день практически все ведущие психологи признают, что человека надо рассматривать в целостности, «во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений, как духовной личности».6
Но тогда встает новый вопрос: что понимать под духовностью? В чём же разница между психологией христианской и ещё какой-то другой? Эта разница существует, но невооруженным взглядом её заметить сложно. До сих пор идут споры о том, существует ли христианская (или православная) психология. Это понятие порой сравнивают с нонсенсом вроде исламской физики и католической химии.
Действительно, профессиональная психология – это наука со своими законами, критериями, условиями постановки эксперимента и т.д. Однако психология относится к разряду наук о человеке, более того, без решения некоторых онтологических7 вопросов вообще невозможно говорить о её развитии. Ведь никто не смеётся над терминами «буддистская философия», «индуистская антропология».
Хорошо сказал об этом священник Виктор Гусев: «Может быть, абсурдно говорить о христианской математике, физике и т.п., но о христианской психологии говорить и можно, и должно, потому что психология, по крайней мере в высших своих аспектах, есть то, в чем проявляется личность и взаимодействие личностей. И в этом смысле вероисповедание человека, то, что лежит в основе его мировоззрения, мировосприятия, конечно, является существенным. Мировоззрение православного верующего будет отличаться от мировоззрения буддиста, соответственно, и подход к человеку будет у них разный, понимание человека будет разное».8
И всё же, выбирая между терминами «православная» и «христианская» психология, мы склоняемся в сторону последнего, поскольку это понятие прежде всего напоминает о необходимости следования Христу. К тому же в последнее время слишком часто эксплуатируют слово «православный», забывая о том, что без слова «христианин» оно теряет свой смысл. Отправной же точкой для построения христианской психологии мы считаем учение Святых отцов Православной Церкви.
Используя мысль сербского епископа Иринея, одна из наших задач – «пройти между Сциллой психологии без Бога и души, соответствующей психотерапии без истинного исцеления, без спасения души как предпосылки спасения человека, и Харибдой богословия, не желающего отвечать на болезненные вопросы, переживаемые человеком из плоти и крови, и поэтому душевным и духовным даже в глубочайшем падении своей боголикой человечности».9
Теперь немного об истории возникновения данной книги.
Началось всё с цикла передач на Тамбовском областном радио на тему «Психология, медицина и Православие». Всего вышло около пятнадцати радиопередач, на их основе в 2001 году в издательстве «Паломник» вышла книга «О небесном и земном. Актуальные вопросы философии, психологии, медицины в свете Православия». Это, как сказал поэт, был «первый рейс туманными морями».10
Далее мы продолжили исследования в этой области. Нам встретился человек, которые в течение пяти лет служил на положении «балды»11 у одного священника, объявившего себя старцем (то есть опытным духовным руководителем). Лжестарец (как и многие его собратья) был в конце концов разоблачен. В тот же период Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года жестко осудил младостарчество.12 И вот, этот несчастный без семьи, без денег начал свой путь заново. Он попросил нас описать всё, что творилось в окружении младостарца. Однако, проанализировав ситуацию, мы поняли, что разбору подлежит не лужа, а человек, в ней лежащий. Так родилась книга «Очерки современной церковной психологии»13, вышедшая в 2003 году в издательстве «Свет Православия.
В 2004 году вышла книга «Любовь исцеляющая. Очерки психологии болезни и выздоровления»,14 которая продолжает и развивает тему взаимоотношений врача и пациента, отношения человека к болезни и смерти.
Книга, которую Вы держитесь в руках, скорее не «по психологии», а «про психологию». Родилась она как сборник лекций, поскольку авторы имеют опыт общения на данную тему в разных аудиториях: семинарской, учительской, студенческой. Здесь сочетаются научные факты и православный подход ко всем рассмотренным вопросам. Цитируются источники не только по психологии, но по богословию и философии, поскольку все науки о человеке тесно взаимосвязаны.
Авторы нисколько не претендуют на полноту и всеохватность. Написать книгу нас побудила недостаточная разработанность данной темы. Нравственные подходы в психологии только начинают развиваться, и многие значимые работы цитируются в данной книге, хотя следует признать, что данная тема развивается весьма бурно. Поэтому просим прощения у тех авторов, которых мы не упомянули – это вопрос дальнейшей перспективы. Круг рассматриваемых вопросов широк, и мы старались излагать материал в компактном виде.
Книга адресована не только специалистам-психологам, но и широкому кругу читателей. Поэтому мы стремились не перегружать текст сугубо специальными понятиями, специфические термины, которых невозможно избежать, поясняются, поскольку они являются необходимым средством для изложения научной проблематики.
- Предисловие.
- Лекция № 1. Введение в христианскую психологию. Обзор значимых для христианской психологии идей и работ у отечественных авторов XVIII-XX веков.
- Современные терминологические споры.
- Применение различными авторами терминов «христианская» и «православная» психология и их отношение к возможности подобной науки.
- Личность христианского психолога и его место в Церкви
- Святоотеческое учение о человеке – основа христианской психологии
- Соотношение христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии.
- Вера как религиозный и психологический феномен
- Различные психологические учения о мотивах поведения
- Различия в построении психологической науке на примере сравнения буддистской и христианской антропологии.
- Лекция № 2. Антропологические основы христианской психологии. Понятия индивид, конституция, темперамент, характер, личность
- Представление о личности в различных психологических школах и учениях.
- Различия в понимании личности в психологии и христианской антропологии.
- Православное понимание сущности, личности и индивида.
- Базовые понятия христианской антропологии.
- Человек как образ и подобие Божие.
- «Кожаные ризы».
- Специфические свойства человека.
- Личность и бытие.
- Православная триадология как основа учения о человеке.
- Трехсоставность человека (дух-душа-тело).
- Душевное и духовное: найди различия.
- Значение ума для христианского понимания человека
- Значение воли в учении о человеке.
- Роль чувственной сферы в духовной жизни человека
- Преображение души.
- От душевному – к духовному.
- Лекция № 3. Философия и психология времени.
- Сущность времени.
- Различные представления о времени.
- Индивидуальное восприятие времени.
- Время, в котором живёт Церковь.
- Принцип «здесь и теперь»: путь к реальности.
- Время и Вечность.
- Лекция № 4. Реальность и виртуальность. Проблема реальности.
- Истина: богословское, философское и психологическое понимание.
- Реальность и виртуальность.
- Виртуальность: история термина.
- Виртуальность и компьютер.
- Виртуальность и воображение.
- Виртуальность. Символ. Миф.
- Реальность и художественная культура.
- Виртуальная личность.
- Диалектика внешнего и внутреннего.
- Покаяние как путь к реальности. Феноменология покаяния.
- Лекция № 5. Философия и психология смерти. Отношение к смерти в разные исторические эпохи.
- Христианское отношение к смерти.
- Отношение к смерти в современной культуре.
- Происхождение смерти.
- Память о смерти.
- Предсмертная болезнь: на краю вечности.
- Эвтаназия и отношение к ней.
- Послесловие.
- 145 «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви», хi. 6.
- 149 См., напр.: Православная психология. Авторская программа научного коллектива психолого-педагогического факультета ргпу им. А.И. Герцена.
- 382 Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или искусство жить. О молитве. Высшее делание человека. Вопрос 12. Http://www.Eparhia-saratov.Ru
- 598 Цит. По: Смирение - основа всех добродетелей. Www.Pagez.Ru