Реальность и художественная культура.
В своих интервью бывший руководитель Центра виртуалистики Института человека Российской академии наук, доктор психологических наук Николай Носов не раз подчеркивал, что есть немало людей, которые и сейчас не могут различить у себя в психике, где у них виртуальное, а где реальное. В этом смысле не виртуальная среда опасна психическими сдвигами, а обычное незнание того, что в каждом из нас есть объективные психические миры (виртуальные реальности) - утверждает Н. Носов.535
Такими внутренними искусственными реальностями, к примеру, считается пребывание человека в состоянии озарения, вдохновения. Иными словами, творчество - это и есть временный переход в мир виртуальной реальности. Можно предположить, что временный переход осуществляется всякий раз, когда человек пребывает в состоянии даунтайма. Даунтаймом называется состояние, при котором человек может быть глубоко погружен в свою реальность, в собственный внутренний мир.536 В такие моменты человек как бы обращается внутрь себя - к внутренним картинам, звукам, ощущениям.
Всё искусство является насквозь символичным. Уже древнехристианские катакомбы полны символических изображений Христа и Церкви. Символами Христа являются рыба, виноградная лоза, «добрый пастырь». Символами Церкви – корабль. Евангелистов символично изображают в виде четырех животных – это орёл, телец, лев и человек.
По замечанию известного литературоведа В.С. Непомнящего, «Человеческое, мирское искусство есть не что иное, как адамово воздыхание падшего мира: «Раю мой, Раю!», созерцание - «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор. 13, 12) - мира истины, добра, красоты - созерцание, милостью Божией оставленное падшему, однако не утерявшему образа Божия человечеству.537
Впрочем, использование символов Церкви приходилось иногда ограничивать, чтобы сдерживать слишком буйный полет фантазии. Именно с этим связано известное 82-е правило Трулльского собора, запретившее символические изображения.538
Нужно заметить, что сам феномен искусства всегда вызывал неоднозначное к себе отношение. Кто-то считал, что вымышленные миры нужнее реальных, кто-то считал всё это порождением дьявола. Искусство – от слова «искус» - говорила об этой двусмысленности М.И. Цветаева. Так, «многие справедливо сравнивают эффект воздействия захватывающего сюжета с действием наркотика, который точно так же уводит от реальности и заставляет потерять счет времени и даже забыть о боли».539
Таким образом, мы подходим к проблеме культуры как таковой. С самых давних пор существуют укоренившиеся стереотипы, согласно которым религия настолько выше культуры, что вполне допустимо пренебрежение земной жизнью в пользу спиритуализма, нужды и потребности личности не настолько ценны, их можно и не учитывать.540
Главный аргумент противников культуры - её тленность. Действительно, человек творит, напрягая все силы души, но рано или поздно созданное им погибает. Возникает вопрос: не есть ли заповедь творчества всего лишь наказание за грех прародителей в раю, обязанность «возделывать землю, из которой человек взят» (Быт. 3, 23)? Не лучше ли человеку полностью сосредоточиться на деле спасения и ради этого отречься от всего и от всех?
Примерно так рассуждал ранний христианский автор Татиан, который, согласно характеристике А. Сергиевского, по своей враждебности к языческой философии «превосходит решительно всех писателей Церкви первых четырех веков христианства».541 Писания Татиана изобилуют язвительными выпадами в адрес эллинов и их культуры. В отличие, например, от св. Иустина Философа, Татиан склонен был отрицать греческую культуру как таковую.542
По замечанию патролога, «В излишне резких антитезах Татиана чувствуется некий налет легковесной бравады… являющей скорее слабость, чем уверенность в своих силах. Здесь он явно уступает своему учителю св. Иустину, смело и с достоинством берущему отдельные «камни» из полуразрушенного здания античной культуры, для того чтобы быстрее и успешнее возвести храм христианской культуры».543
Кроме таких известных апологетов творчества и культуры, как свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов544, мы находим и великого учителя безмолвия. Свт. Григорий Палама пишет: «Человек создан по образу Творца, призван творить и тем возвыситься над миром ангелов, которые не создают сами ничего, а служат лишь созданиям Божиим и охраняют человека — творца».545
Известный современный подвижник благочестия, иеромонах Серафим (Роуз) также знает плюсы изучения лучших образцов культуры: «Хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры - которая на Западе почти всегда имеет определенное религиозное и христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой… Лучшая мировая культура, усвоенная соответствующим образом, очищает и развивает душу».546
Ригористы, склонные принижать значение всей светской культуры и искусства, напоминают о необходимости ухода от всего «мирского». Однако дело выглядит не так, что через отвержение культуры человек перейдет к ангельскому состоянию. Скорее, культура предостерегает человека от впадения в скотское или демоническое состояние. По словам диакона Андрея Кураева, Культура невозможна без чувства святыни, без «ощущения высоты». Именно этим ощущением культура делает человекообразное существо человеком, прямоходящим, смотрящим вверх (греческое слово антропос, как и славянское человек означают существо, устремленное ввысь, к вечности)».547
Однако не следует и преувеличивать значение искусства и культуры, как это часто делает интеллигенция. Тот же автор напоминает: «Сама культура есть лишь ступень в возрастании человека. И тот, кто зациклится на «диалоге культур» - сможет так и не заметить того высшего диалога, ради которого и был создан человек. Идеологические шумы могут не дать ему расслышать приглашение к диалогу с Богом».548
Мы вовсе не ставим сейчас задачи отстаивать высокое предназначение культуры и искусства.549 Заметим лишь, что они могут служить как благим целям, так и злым: это зависит прежде всего от художника. С другой стороны, возможна и «темная красота» — не только неосвященное, но и не способное к освящению творчество. Есть сферы, куда не доходит Свет Преображения. Поэтому в оценке значения культуры для человека надо избегать крайностей как огульного отрицания, так и безоглядного всецелого принятия.
Но для нас сейчас важнее другое: искусство является ярким примером преломления реальности. В своём творчестве человек отражает своё видение мира, именно поэтому число «картин восприятия действительности» равно числу живущих на земле людей.
«Есть что-то в каждом творчестве, - пишет прекрасный знаток свято-отеческой письменности архим. Киприан (Керн), - что в себе содержит семя вечности, свой «семенной логос», роднящий его с Первоисточником Премудрости, с Предвечным Логосом. И это вечное в создании рук человеческих и перейдет в вечность в своем нетленном, преображенном облике и останется пребывать в невечернем дни Царствия… Есть какой-то смысл, какой-то логос творчества, нами еще невидимый и непостижимый. Отрицать его было бы величайшей бессмыслицею. Это значило бы отнимать божественный смысл назначения человека».550
В разные времена предпочитались разные оттенки, ставились свои акценты. Так, в советское время в искусстве господствовал так называемый метод социалистического реализма. За реализм, правда, выдавался приукрашенный натурализм или же своеобразный классицизм, декларирующий себя как метод «жизнеподобия» и создающий образ такой реальности, где идеологически сконструированное «должное» выдается и принимается за действительное».551
Однако «реальность» эта была «идеологически стерилизована» и лишена онтологических проблем.552
В настоящее время ситуация изменилась. На смену господствующей идеологии коммунизма пришла «демократия», «рыночная» экономика, а в культуре основное место занял постмодернизм, со своими мифами и своей виртуальностью. В постмодернизме жизнь становится игрой. Ведь в нашем мире «нет ничего настолько священного и настолько значительного, чтобы его нельзя было «переиграть» в профанное и пародийное. Таким образом игра перекодируется в реальность жизни».553
Как пишет Олеся Николаева, «в связи с этим особый статус приобретает постмодернистское «ничто» - виртуальная реальность, создание которой сопровождается умерщвлением больших идей, высоких смыслов и сверхличных ценностей. Смерть становится механизмом стратегии постмодернизма, опирающейся на ницшеанское мироощущение «смерти Бога»».554
Логическим завершением постмодернизма является полное смешение понятий добра и зла. «Из этого следует, что ангел равнозначен и равновелик демону, благодать неотличима от наваждения и прелести, живое равноправно с мертвым, подлинное равноценно искусственному, сакральное амбивалентно профанному, ибо все представлено в равном достоинстве и равном ничтожестве в пространстве постмодернистской цивилизации».555
Как бы подытоживая размышления о роли художника в современном понимании, исследователь говорит об образе Мастера в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова: «Он не просто писатель, он именно творец, мастер нового мира, новой реальности, в которой себя он в порыве самоубийственной гордости ставит на роль Мастера и Творца».556
- Предисловие.
- Лекция № 1. Введение в христианскую психологию. Обзор значимых для христианской психологии идей и работ у отечественных авторов XVIII-XX веков.
- Современные терминологические споры.
- Применение различными авторами терминов «христианская» и «православная» психология и их отношение к возможности подобной науки.
- Личность христианского психолога и его место в Церкви
- Святоотеческое учение о человеке – основа христианской психологии
- Соотношение христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии.
- Вера как религиозный и психологический феномен
- Различные психологические учения о мотивах поведения
- Различия в построении психологической науке на примере сравнения буддистской и христианской антропологии.
- Лекция № 2. Антропологические основы христианской психологии. Понятия индивид, конституция, темперамент, характер, личность
- Представление о личности в различных психологических школах и учениях.
- Различия в понимании личности в психологии и христианской антропологии.
- Православное понимание сущности, личности и индивида.
- Базовые понятия христианской антропологии.
- Человек как образ и подобие Божие.
- «Кожаные ризы».
- Специфические свойства человека.
- Личность и бытие.
- Православная триадология как основа учения о человеке.
- Трехсоставность человека (дух-душа-тело).
- Душевное и духовное: найди различия.
- Значение ума для христианского понимания человека
- Значение воли в учении о человеке.
- Роль чувственной сферы в духовной жизни человека
- Преображение души.
- От душевному – к духовному.
- Лекция № 3. Философия и психология времени.
- Сущность времени.
- Различные представления о времени.
- Индивидуальное восприятие времени.
- Время, в котором живёт Церковь.
- Принцип «здесь и теперь»: путь к реальности.
- Время и Вечность.
- Лекция № 4. Реальность и виртуальность. Проблема реальности.
- Истина: богословское, философское и психологическое понимание.
- Реальность и виртуальность.
- Виртуальность: история термина.
- Виртуальность и компьютер.
- Виртуальность и воображение.
- Виртуальность. Символ. Миф.
- Реальность и художественная культура.
- Виртуальная личность.
- Диалектика внешнего и внутреннего.
- Покаяние как путь к реальности. Феноменология покаяния.
- Лекция № 5. Философия и психология смерти. Отношение к смерти в разные исторические эпохи.
- Христианское отношение к смерти.
- Отношение к смерти в современной культуре.
- Происхождение смерти.
- Память о смерти.
- Предсмертная болезнь: на краю вечности.
- Эвтаназия и отношение к ней.
- Послесловие.
- 145 «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви», хi. 6.
- 149 См., напр.: Православная психология. Авторская программа научного коллектива психолого-педагогического факультета ргпу им. А.И. Герцена.
- 382 Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или искусство жить. О молитве. Высшее делание человека. Вопрос 12. Http://www.Eparhia-saratov.Ru
- 598 Цит. По: Смирение - основа всех добродетелей. Www.Pagez.Ru