Соотношение христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии.
Что касается соотношения христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии, можно сказать следующее.
Такие базовые понятия, как сознание, мышление, ум, воля, восприятие, применяются как в психологии и в аскетике.173 Но психология описывает их в рамках своего понятийного аппарата, а в аскетической литературе они имеют в основном прикладное значение. О них упоминается в контексте общего повествования о путях спасения человека. Хотя стоит заметить, что разные Отцы уделяли большее внимание разным сторонам человеческой души: кто-то чаще говорил о значении воли, кто-то о чувствах и приведении их в согласие, кто-то (и таковых, пожалуй, большинство) повествовали о дисциплине ума.
Митрополит Антоний (Блум) отмечает, что в восточно-христианской традиции параллели к жизни духовной сферы преимущественно берутся из физической жизни, из твердых законов органической жизни. Психическую же сферу аскетическая культура традиционно считает непригодной для применения, потому что именно душевная сторона в человеке максимально отражает греховное повреждение человеческой природы, подвержена самообманам и самообольщениям, фантазиям и страстным движениям.174
Аскетика строится отнюдь не как научная дисциплина, а как указание пути ко спасению. Она начинает не с формулировки исходных дефиниций и постулатов, но отправляется от определенных духовных задач, с одной стороны, и от конкретной реальности человека, с другой.
О важности различения богословских и психологических понятий неоднократно говорил священник Андрей Лоргус. Он напоминает: «Психология не имеет никакого теоретического и категориального аппарата для того, чтобы рассуждать о духовности, мистике, молитве, религиозном опыте и т.д.».175
Трудно не согласиться с доктором психологических наук, профессором Л.Ф. Шеховцовой, что сегодня необходимо «наличие книг и статей, которые послужили бы «мостиком» между светской психологией и православной аскетикой».176
Вообще, при слове «аскетика» может прийти на ум образ сурового старика-монаха, изможденного постом, одетого в рубище, а при упоминании о святых отцах всплывает образ западно-христианского священнослужителя, растиражированный не очень умными голливудскими фильмами.177
На самом деле, аскетика – это прежде всего практическое учение о воспитании тела, души и духа. По верному определению епископа Варнавы (Беляева), аскетика – это искусство святости.178 В ней есть предписания о некоторых телесных ограничениях, и это неудивительно, поскольку человек един. Однако в некоторые эпохи подобные предписания абсолютизировались, и в силу ограниченности понимания представлялись как единственно верный путь.
Так, Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» противопоставляет образ старца Зосимы как воплощения деятельной любви образу сурового аскета Ферапонта, жившего в отдалённом скиту. Причём последний прорисован в романе отнюдь не как положительный персонаж.179
Многие святые отцы пытались структурировать духовный опыт. Так, в «Лествице духовной» преп. Иоанна Синайского духовная жизнь человека описана как путь восхождения по лестнице от низших ступеней к высшим.
Сразу нужно оговорить такой момент. Христианские добродетели находятся над областью психологии, они лежат вне её. Христианская психология должна стоять на их службе. Поскольку вера, любовь, милосердие, молитвенность находятся абсолютно за гранью рассудочного понимания, их нельзя всесторонне описать в научных терминах, так же как и нельзя сказать себе: «так, с завтрашнего дня становлюсь милосердным». Да, надеть личину милосердия возможно, можно иметь даже доброе сердце, но милосердие… Вряд ли кто-то может похвастаться наличием у себя этого чистого, лишенного абсолютно всех эгоистических, тщеславных примесей качества, основанного на полной любви ко всем ближним, без различия пола, возраста и других критериев. Порой в самых обыденных ситуациях мы не в силах овладеть своими чувствами, справиться с симпатиями и антипатиями. Судим и рядим направо и налево, почитая свой суд за критерий истины…
Истинное милосердие - не просто человеческое качество, а дар Божий. Ни один, даже самый добрый человек, не способен собственными усилиями достичь этого духовного качества. В душе добро всегда перемешано со злом. «Кажусь я людям милосердным, - говорит о себе один из русских святителей, - но с точностию поверив себя, исследовав себя, нахожу в себе одну глупую личину милосердия. Милосердствует во мне тщеславие; милосердствует во мне корысть; милосердствует во мне плоть; милосердствует во мне кровь; но чтоб подвигала меня к милосердию заповедь Христова, чистая, святая, - этого я не нахожу в себе», - сетует свт. Игнатий.180
Для христианской психологии нравственный закон – не просто интересное теоретическое дополнение. Это основа нашей науки. Скажут, что это вопрос из области религии. Но наша психология христианская, и без таких понятий, как вера, страсть, праведность, добродетель, молитва, покаяние, здесь не обойтись. И в православном учении эти вопросы проработаны абсолютно точно и ясно.
- Предисловие.
- Лекция № 1. Введение в христианскую психологию. Обзор значимых для христианской психологии идей и работ у отечественных авторов XVIII-XX веков.
- Современные терминологические споры.
- Применение различными авторами терминов «христианская» и «православная» психология и их отношение к возможности подобной науки.
- Личность христианского психолога и его место в Церкви
- Святоотеческое учение о человеке – основа христианской психологии
- Соотношение христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии.
- Вера как религиозный и психологический феномен
- Различные психологические учения о мотивах поведения
- Различия в построении психологической науке на примере сравнения буддистской и христианской антропологии.
- Лекция № 2. Антропологические основы христианской психологии. Понятия индивид, конституция, темперамент, характер, личность
- Представление о личности в различных психологических школах и учениях.
- Различия в понимании личности в психологии и христианской антропологии.
- Православное понимание сущности, личности и индивида.
- Базовые понятия христианской антропологии.
- Человек как образ и подобие Божие.
- «Кожаные ризы».
- Специфические свойства человека.
- Личность и бытие.
- Православная триадология как основа учения о человеке.
- Трехсоставность человека (дух-душа-тело).
- Душевное и духовное: найди различия.
- Значение ума для христианского понимания человека
- Значение воли в учении о человеке.
- Роль чувственной сферы в духовной жизни человека
- Преображение души.
- От душевному – к духовному.
- Лекция № 3. Философия и психология времени.
- Сущность времени.
- Различные представления о времени.
- Индивидуальное восприятие времени.
- Время, в котором живёт Церковь.
- Принцип «здесь и теперь»: путь к реальности.
- Время и Вечность.
- Лекция № 4. Реальность и виртуальность. Проблема реальности.
- Истина: богословское, философское и психологическое понимание.
- Реальность и виртуальность.
- Виртуальность: история термина.
- Виртуальность и компьютер.
- Виртуальность и воображение.
- Виртуальность. Символ. Миф.
- Реальность и художественная культура.
- Виртуальная личность.
- Диалектика внешнего и внутреннего.
- Покаяние как путь к реальности. Феноменология покаяния.
- Лекция № 5. Философия и психология смерти. Отношение к смерти в разные исторические эпохи.
- Христианское отношение к смерти.
- Отношение к смерти в современной культуре.
- Происхождение смерти.
- Память о смерти.
- Предсмертная болезнь: на краю вечности.
- Эвтаназия и отношение к ней.
- Послесловие.
- 145 «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви», хi. 6.
- 149 См., напр.: Православная психология. Авторская программа научного коллектива психолого-педагогического факультета ргпу им. А.И. Герцена.
- 382 Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или искусство жить. О молитве. Высшее делание человека. Вопрос 12. Http://www.Eparhia-saratov.Ru
- 598 Цит. По: Смирение - основа всех добродетелей. Www.Pagez.Ru