3Религиозные организации. Типы религиозных организаций
Третье направление в истолковании приоритетов между элементами религиозного комплекса связано с развитием социологии религии. Социологи подчеркивают, что религиоз-ная культовая система — это прежде всего система коллективных действий. Коллективные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, ор-ганизации, поэтому на базе культовых действий и отношений формируется религия как соци-альный институт. Социальные институты — это исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как соци-ального института представляет собой процесс институционализации религиозных культо-вых систем.
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социальными группами — племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.
Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере ус-ложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профес-сиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обря-дов.
Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профес-сиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деяте-ли, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в рели-гиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верхов-ным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном эта-пе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщин-ных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социальной общности.
Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению об-щественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социаль-ных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и по-ведением людей в интересах правящих классов, доказательству сверхъестественного проис-хождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий — богослужение и вместе с ним организация служителей культа — жреческие корпорации. Жреческая корпорация — это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происхо-дит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.
40
других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организа-ции как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное перепле-тение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государст-ва и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его ав-тономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в госу-дарстве».
В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системы об-щества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым обра-зованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового обще-ства играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило син-кретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и го-сударственно-правового регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и ус-ложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религи-озного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение рели-гиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:
1). Выработка систематизированного вероучения;
2). Разработка систем его защиты и оправдания;
3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;
4). Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;
5). Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса ин-ституционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств ре-лигии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отноше-ний. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верую-щих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социаль-ный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых свя-зано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных инсти-тутов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельно-сти и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых органи-зационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и по-ложениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руково-дящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их дея-тельность, права и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь — это тип религиозной ор-ганизации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодей-ствия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количе-ство последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором инди-вида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе оп-ределенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священно-служителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являют-ся: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контроли-руемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолиро-ваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыс-лящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидно-стей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное' ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Ха-ризматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены пре-тензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения раз-личных типов религиозных организаций представлено в таблице 1.
Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церков-нообразова-
Церковь
Деноминация
Секта
Культ
Пример
Римский като-лицизм. Англи-канская цсрквь.
Методизм. Конгрсгациа-лизм.
Свидетели Иего-вы; «Христиан-ские науки» (раннего перио-да)
Отца небесного; Храм людей; Цер-ковь Единения
Источник членства
Все или боль-шинство членов общества преда-ны церкви.
Набор путем обращения в веру детей членов общи-ны; в некото-рой мере об-ращение в веру новых людей.
Братство пре-данных верую-щих; обращение в веру на основе убеждения
Братство преданных верующих; обраще-ние в результате эмоционального кризиса
Отноше-ние к го-сударству и Другим религиям
Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями
В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру
Выступает про-тив других рели-гий, а также го-сударственных и светских орга-нов власти
Отрицание других религий, а также го-сударственных и светских органов власти
Тип ру-ководства
Профессиональ-ные священники, работающие полный рабочий день.
Профессио-нальныесвя-щенники
Непрофессио-нальные лидеры, имеющие сла-бую подготовку
Харизматические лидеры
|
Тип ве-роучения
Формальная тео-логия.
Терпимость к различным точкам зрения и спорам
Упор на чистоту вероучения и возврат к изна-чальным прин-ципам
Новые принци- • пы; откровение и про-никновение в духов-ную сущность
Вовле-ченность членов
Сведено до ми-нимума или со-всем не требует-ся для многих членов.
Незначитель-ная вовлечен-ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза-тельства
Необходимо глубокое чувст-во преданности
Необходима полная преданность
Тип рели-гиозного действия
Наличие ригу* алов.
Наличие ри-туалов, слабая эмоциональная выразитель-ность
Глубокая эмо-циональность
Глубокая эмоцио-нальность 1
Табл 44
ица 1. Классификация религиозных орган
изаций |
тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, ко-торые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента — религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные ор-ганизации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы об-разуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время перейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует религия на индивида и общество.
- 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
- 2 Религиозный культ: содержание и функции
- 3Религиозные организации. Типы религиозных организаций
- 4Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
- 5 Религия как фактор социальных изменений
- 6Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
- 7Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
- 333Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
- 9Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
- 11Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
- 12 Религии Древней Греции и Древнего Рима
- 13Иудаизм — религия еврейского народа
- 15 Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
- 16Социокультурные предпосылки возникновения христианства
- 17 Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
- 18Особенности вероучения и культа католицизма
- 19 Возникновение протестантизма в ходе Реформации
- 20Основные направления протестантизма
- 21 История возникновения ислама
- 21 Особенности вероучения и культа ислама
- 23 Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
- 24 Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
- 25 Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
- 26Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
- 27 Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
- 27Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
- 29 История формирования представлений о свободе совести
- 30 Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
- 31 Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
- 32Понятие и сущность религии
- 33Предмет и структура религиоведения