30 Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
Российская конституция и законодательные акты о свободе совести создают необхо-димые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного уст-ройства, при котором каждый человек имел бы возможность реализовать свои права на сво-боду мыслить, иметь свои убеждения и реализовывать эти убеждения в практической дея-тельности. Однако законодательство создает лишь правовые предпосылки для реализации этих прав, осуществление принципа свободы совести, формирования России как светского государства. Практическое осуществление этих положений возможно лишь в ходе мирного диалога между представителями различных мировоззренческих ориентации, религиозных ор-ганизаций и государства.
Какое же содержание мы вкладываем в термин «диалог»? Термин «диалог» прежде всего предполагает обмен мнениями между различными сторонами. Очевидно, что в зависи-мости от его участников, целей и задач содержание понятия «диалог» изменяется. Диалог может происходить в форме конкретных формальных мероприятий:
встреч, переговоров, собеседований, дискуссий, консультаций, конференций и т. д. Конкретные формальные мероприятия имеют важное значение для решения насущных прак-тических проблем. Однако в общественной жизни, вследствие существования множества культур, идеологий, мировоззренческих и иных ценностных установок, постоянно идет более широкий диалог, который осуществляется на основе циркуляции в общественном сознании различных идей, вырабатываемых интеллектуалами, и распространяемых через специальную литературу, средствами массовой информации и коммуникации, деятельностью различных организаций и т. д. В ходе этого диалога происходит филиация идей, их столкновение, взаи-мопроникновение, взаимовлияние.
Чтобы диалог приносил полезные результаты независимо от формы протекания диа-лога, его участники должны руководствоваться определенными принципами. Прежде всего, это признание равноправия сторон. Каждая из сторон диалога должна обладать той мерой свободы, которая исключает возможность диктата, отношений господства и подчинения. Диалог требует от каждой из сторон признания права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, вза-имное уважение взглядов и позиций друг друга, отказ от силового давления и иных форм воздействия. Одно из обязательных условий диалога — каждый его участник отстаивает свои взгляды, а это предполагает признание того, что он не обязан отказываться от них. Вместе с тем, диалог — это форма общественного взаимодействия, которая требует отношений взаи-мопонимания, то есть усилий понять позиции другого и, поняв, постараться, по возможности, их принять. Следовательно, в диалоге важна психологическая установка на взаимность, т. е. взаимопонимание и взаимоуступчивость. Диалог направлен как на сближение, так и на вза-имное обогащение позиций и представляющих их людей — субъектов диалога. Таким обра-зом, можно дать такую обобщающую характеристику диалога: диалог — это специфиче-ская форма социального взаимодействия, основанного на равенстве и свободе участ-вующих в нем сторон, направленное на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций.
Теперь следует уточнить, кто же является сторонами — участниками диалога по рели-гиозному вопросу. Исходя из концепции «общественного диалога», можно было бы сказать, что им является все российское общество. И это правильно, ибо в этот диалог, практически, так или иначе вовлечено все население страны. Но в более узком и точном смысле сторонами диалога выступают следующие субъекты. Во-первых, субъектами диалога являются предста-вители различных религиозных вероисповеданий, организаций, конфессий. Между этими представителями осуществляется в различных формах социальное взаимодействие, в том числе и по вопросу о их месте и роли в Российском государстве. Во-вторых, субъектами диа-лога являются, с одной стороны, различные религиозные организации, а с другой, — госу-дарство в лице его законодательных и властных структур. В-третьих субъектами диалога яв-ляются государство в лице его законодательных и властных структур и неверующие гражда-не. И, наконец, в-четвертых, субъектами диалога являются верующие, в лице религиозных организаций и их сторонников, и неверующие.
Каковы же цели диалога? В самом общем плане можно сказать, что целью общест-венного диалога по религиозному вопросу является объединение усилий всех людей для возрождения России, создания в России гражданского общества, основанного на идеалах де-мократии и справедливости, создание общественного климата уважения, терпимости к раз-личным мировоззренческим позициям, к реализации прав человека на свои собственные ду-ховно-нравственные ориентации.
Но эта общая цель может быть реализована лишь через достижение конкретных целей диалога между различными сторонами. Как отмечалось ранее, сторонами диалога в нашей стране являются представители различных религиозных организаций — православные, мусульмане, католики, протестанты, буддисты и т. д. Они могут вести диалог по многим, в том числе и по вероисповедальным вопросам, в духе тенденций экуменизма, направленных на богословско-теологическое сближение конфессий. Такое направление диалога может быть полезным. Но с точки зрения рассматриваемой нами проблемы главное значение мы прида-ем диалогу, направленному на реализацию принципов свободы совести и светского ха-рактера Российского государства. С этих позиций целью диалога является попытка преодо-леть идеологическую зашоренность конфессий. Это значит, что каждая из религиозных орга-низаций должна преодолеть претензии на монопольное положение в государстве или регионе, отказаться от идеи своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями, найти общую ценностную основу, стремиться решать конкретные практические проблемы их сосуществования и взаимодействия на основе принципов равен-ства, уважения друг к другу, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс.
Диалог религиозных организаций с государством в лице его законодательных и властных структур, имеет целью законодательное и практическое обеспечение равенства всех религиозных организаций и вероисповеданий, создание условий для возможности отправле-ния ими религиозных обрядов, обучения основам своего вероучения и т. д. При этом следует иметь в виду, что светский характер государства обеспечивается тогда, когда властные струк-туры государства не стремятся использовать в своих частных целях те или иные религиозные организации, и, в свою очередь, те или иные религиозные организации не должны стремиться использовать в своих частных целях властные структуры государства.
Не менее важно и то, что государство принимает такие законодательные акты, благо-даря которым верующие получают широкие возможности реализовать на практике свои ми-ровоззренческие и нравственные установки. Это, с одной стороны, позволяет им действовать как свободным полноправным гражданам, реализовать свои права человека. А с другой сто-роны, вносить свой существенный вклад в духовное возрождение России.
Следует признать, что религиозные организации располагают многовековым опытом, огромным идейным багажом, соответствующими кадрами и навыками, которые могут быть и уже практически направлены на духовное оздоровление общества. Одним из основных путей в этом направлении является внедрение в общественное сознание определенных идей, ценно-стей, идеалов, базирующихся на концепции трансцендентного. Благодаря этому в обществе может быть создана атмосфера потребности в духовном. Религиозные организации и верую-щие могут способствовать переориентации общества и личности в плане перестановки при-оритетов с материальных потребностей на духовные, разоблачать идеологию потребительст-ва, стимулировать стремление людей к духовному росту, возвышению духовых потребностей личности. В этом состоит главное предназначение религии. В обществе нет другой силы спо-собной обеспечить решение этой проблемы.
Религиозные организации, духовенство и верующие способны внести позитивный вклад и в культурный процесс. Религия является закономерным результатом развития куль-туры, ее необходимой составной частью на всех этапах человечества. Религии аккумулирова-ли в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями куль-турного наследия народов и государств. Возможности сохранения и приумножения культур-ного наследия народов России — одно из ведущих направлений диалога и сотрудничества государства и религиозных организаций.
Важным направлением участия религиозных организаций в общественной жизни яв-ляется благотворительная деятельность. Эта деятельность имеет практическое значение в плане оказания конкретной помощи в борьбе за мир, восстановление памятников культуры, поддержки бедных, оказания помощи больным и престарелым. Но она улучшает и духовно-нравственный климат, способствует гуманизации общественных отношений, так как люди видят, как можно осуществлять на практике гуманистические принципы сострадания, любви к людям.
Диалог неверующих с государством в лице его законодательных и властных струк-тур также должен быть направлен прежде всего на обеспечение конституционного права не-верующих придерживаться своих мировоззренческих позиций. Государство через законода-тельство и властные структуры должно создавать условия для реализации неверующими сво-их нравственных установок, обучения и воспитания их детей без давления различных организаций. В свою очередь, неверующие не должны стремиться использовать властные структуры для борьбы с религией, как это было в период «государственного атеизма». Вме-сте с тем, в ходе диалога должен быть задействован тот богатый духовно-нравственный по-тенциал секулярного сознания, носителями которого являются неверующие.
Наиболее крупными сторонами диалога являются верующие, входящие или не вхо-дящие, в религиозные организации, и неверующие. Их усилия, прежде всего, должны быть направлены на изменение укоренившихся в сознании оценок противоположных мировоз-зренческих ориентации. Со стороны неверующих необходимо преодолеть имеющую широкое распространение оскорбительную для верующих одностороннюю антиисторическую оценку религии как неадекватную истинному бытию человека форму его самореализации, «продукт и форму отчуждения», «опиум народа», «вид духовной сивухи», которая носит временный характер и должна быть преодолена на более высоком этапе его развития.
Со стороны верующих должна быть пересмотрена оценка атеизма. Верующие должны проводить различие между атеизмом как идеологией и атеизмом как мировоззренческой по-зицией, не включающей в свою систему взглядов влияние сверхъестественных сил, а строя-щей картину мира на научных основах. Особое значение в диалоге верующих и неверующих занимает оценка нравственных основ сознания и поведения неверующих. Верующие должны отказаться от предубеждений, что без веры в Бога невозможна человеческая нравственность и признать возможность иных нерелигиозных оснований нравственности: общественный до-говор, исторические условия, общественное благо и т. д. Практика показывает, что неверую-щие люди в своем большинстве не отвергают духовные ценности и не ставят над ними при-оритет материальных благ. Все зависит от характера образования и воспитания индивида. Хорошо воспитанный, высокообразованный человек независимо от своей мировоззренческой ориентации, как правило, отдает приоритет духовным ценностям. Различие между верующи-ми и неверующими состоит не в том, признавать или не признавать важную роль в жизни че-ловека духовных ценностей, а в том, какую интерпретацию дают они этим ценностям. По-этому для поиска точек соприкосновения между верующими и неверующими необходимо найти какие-то базисные основы ценностных ориентации. По нашему мнению, такой базис-ной основой могут быть ценности гуманизма.
- 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
- 2 Религиозный культ: содержание и функции
- 3Религиозные организации. Типы религиозных организаций
- 4Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
- 5 Религия как фактор социальных изменений
- 6Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
- 7Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
- 333Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
- 9Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
- 11Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
- 12 Религии Древней Греции и Древнего Рима
- 13Иудаизм — религия еврейского народа
- 15 Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
- 16Социокультурные предпосылки возникновения христианства
- 17 Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
- 18Особенности вероучения и культа католицизма
- 19 Возникновение протестантизма в ходе Реформации
- 20Основные направления протестантизма
- 21 История возникновения ислама
- 21 Особенности вероучения и культа ислама
- 23 Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
- 24 Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
- 25 Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
- 26Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
- 27 Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
- 27Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
- 29 История формирования представлений о свободе совести
- 30 Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
- 31 Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
- 32Понятие и сущность религии
- 33Предмет и структура религиоведения