logo search
ВКР

8. Выставление оценок. Домашнее задание Заключение

В заключение резюмируем основные выводы по проделанной работе:

В настоящее время такой вопрос как представление религиоведческих знаний в рамках школьного образования является дискуссионным и дискуссии эти носят достаточно острый характер.

Из всех школьных предметов именно история является наиболее «подходящей» наукой для представления религиоведческого материала, поскольку религиозная жизнь – это неотъемлемый элемент истории любого общества.

В начале 90-х годов перед разработчиками исторического образования встала проблема формулирования новых воспитательно-образовательных целей и содержания, соответствующих объявленному демократическому курсу развития российского общества.

Историки начали преодолевать мировоззренческий и нравственно-ценностный вакуум, активно участвовать в поиске целей и приоритетов содержания образования и воспитания. Круглые столы, дискуссии, форумы, семинары заполнили педагогические издания и средства массовой информации. Их результатом явилось, начиная с первой половины 90-х годов, появление нескольких десятков новых учебных программ и учебников по истории.

Основной целью преподавания уроков, посвященных религиоведческим аспектам, в средней школе является, прежде всего, непосредственно образовательная цель, т.е. расширение кругозора учащихся по вопросу существующих в мире религий.

Другой наиболее значимой целью является воспитательная цель. Воспитание толерантности к представителям других религий, умение не осуждать, а принимать точку зрения, отличную от собственной – это важная часть уроков данной направленности.

Для реализации этих целей важно придерживаться и решать на каждом уроке такие задачи как:

- сохранение объективной позиции учителя о любой религии;

- обеспечить приобщение школьников к тем ценностям религиозной культуры, которые имеют значимость для всех граждан вне зависимости от их отношения к религии.

Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры, а вместе с ней и религии, в школьном преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части. Другим возможным способом является изучение ряда явлений социально-политического и экономического плана через культурно-исторические факты и достижения.

Анализ содержания базовых программ и учебников по истории за последние 10 лет, проведенный нами, выявил их значительную эволюцию в отношении содержания и качества религиоведческих знаний. Видимые изменения проходили два этапа: первый - с 1990/1991 годов по 1993/1994 годы, второй - с 1994 по 2001 год.

Во второй главе представленной работы нами был проведен анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 класс. Для анализа нами было взято по 2 учебника за каждый класс.

Проблема проведенного исследования: в представленности религиоведческого материала в рамках учебников средней школы за 5 – 9 класс существуют некоторые проблемные моменты: во-первых, не всегда материал представлен в полной мере и у школьников, изучающих историю, не всегда складывается достоверная и объективная картина, касающаяся религиозного аспекта жизни общества.

Также изложение религиоведческого материала не всегда «подается» с необходимой степенью объективности и тактичности

Цель данного исследования: всесторонний анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 - 9 классы.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Уровень представленности религиоведческого материала в учебниках истории значительно различается, во-первых, в зависимости непосредственно от авторов учебника, а во-вторых (и данное отличие - принципиально) в зависимости от освещаемого периода.

  2. Чем современнее период, освещаемый в учебнике истории, тем меньшая представленность религиоведческого материала для него характера, что определяется снижением роли религии в обществе и процессами секуляризации. Наивысший уровень представленности религиоведческого материала в учебниках истории характерен для учебников, раскрывающих периоды «Дневний мир» и «Средневековье» (учебники за 5-6 класс).

  3. Период Средневековья практически полностью изложен в терминах религии, что определяется спецификой данного периода.

  4. Чем современнее учебник по истории - тем с более высоким уровнем объективности и такта излагается религиоведческий материал.

  5. Наибольшее внимание в учебниках уделяется христианству – меньшее – исламу и гораздо меньшее – другим религиям (буддизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, индуизм и т.д.).

  6. Можно выделить некоторые моменты в формировании негативного отношения к другими религиям и конфессиям (в противовес православию) в учебниках истории России.

  7. В то же время изложение материала о православии в учебниках по истории России характеризуется высоким уровнем объективности, представлены положительные и отрицательные моменты в православии в нашей стране.

  8. В учебниках оп истории России и истории Нового периода и современного времени практически не отражена роль религии в обществе.

  9. Самый низкий уровень представленности религиоведческого материала – в учебниках по всеобщей истории нового периода.

  10. В рассмотренных учебниках религия не рассматривается с проекцией на современные отношения.

Далее в третьей главе нами были представлены практические разработки уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории.