logo search
ВКР

2.1 Контент-анализ учебников истории за 5 – 9 класс

В данной главе мы представим контент-анализ учебников истории средней общеобразовательной школы за 5 – 9 классы.

Проблема исследования: в представленности религиоведческого материала в рамках учебников средней школы за 5 – 9 класс существуют некоторые проблемные моменты: во-первых, не всегда материал представлен в полной мере и у школьников, изучающих историю, не всегда складывается достоверная и объективная картина, касающаяся религиозного аспекта жизни общества.

Также изложение религиоведческого материала не всегда «подается» с необходимой степенью объективности и тактичности

Цель данного исследования: всесторонний анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 - 9 классы.

Задачи контент-анализа следующие:

  1. Изучить уровень представленности религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов (количественная оценка).

  2. Изучить специфику представленности религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов (качественная оценка).

  3. Изучить объективность представленности религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов.

  4. Оценить уровень тактичности в отношении различных религий и конфессий в учебниках истории 5 – 9 классов.

  5. Оценить возможности учебников истории 5 – 9 классов в формировании объективной и достоверной картины религиозной жизни общества.

  6. Оценить воспитательный потенциал религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов.

Объект исследования - учебники истории за 5 – 9 классы. При проведении исследования мы анализировали по 2 учебника за 5, 6,7, 8 и 9 классы.

Предмет исследования: религиоведческий материал в учебниках истории, степень его представленности.

Гипотезы исследования:

  1. Религиоведческий материал, представленный в учебниках истории за 5 – 9 классы не дает возможность составления полной картины о религиозной жизни общества.

  2. Религиоведческий материал, представленный в учебниках истории за 5 – 9 классы позволяет составить объективную и достоверную картину религиозной жизни общества.

  3. Не всегда материал о религиозной жизни общества, изложенный в учебниках истории является объективным и в достаточной степени тактичным.

База исследования – 10 учебников истории для общеобразовательной школы за 5 – 9 классы.

Далее обратимся непосредственно к результатам исследования.

В исследовании были проанализированы следующие учебники:

5 класс:

6 класс:

  1. класс:

  1. класс:

  1. класс:

Обратимся к анализу учебников за 5 класс, проанализируем следующий учебник:

Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая исто­рия. История Древнего мира. 5 класс. – М., Дрофа, 2008. – 272 с.

В данном учебнике представлена история древнего мира. раскрывается она посредством следующих тем:

Обращаясь к анализу данного учебника, прежде всего, необходимо отметить, что в нем религиоведческий материал представлен очень широко. В каждой теме имеется религиоведческий материал, что отчасти связано с тем, что религия в древнем мире была важнейшим аспектом жизнедеятельности общества и человека.

Что касается уровня объективности представленного материала – авторы учебника, на мой взгляд, излагают материал с высоким уровнем объективности. что проявляется. например, в изложении двух наиболее распространенных теорий происхождения человека: божественной и эволюционной. В то же время. на мой взгляд, можно было представить материал. сближающий две данные концепции и объясняющий происхождение человека в рамках двух данных теорий одновременно.

Впрочем, отсутствие этого материала, на мой взгляд, можно объяснить тем, что учебник, который мы рассматриваем, ориентирован на пятый класс и данный материал был бы сложен для восприятия пятиклассниками. Хотя, на наш взгляд, его изложение хотя бы в упрощенном виде было бы нужным.

Что касается тактичности в изложении материала – поскольку основной религиоведческий материал посвящен так называемым «ранним» религиям и язычеству – в учебнике подчеркивается мифологичность раннего религиозного сознания. Другой подход к изложение материала о появлении христианства. В этом материале присутствует и достаточная степень эмоциональности.

Далее проанализируем другой учебник за 5-ый класс.

Вигасин А. А. и др. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 287 с.

Особенностью данного учебника является следующее:

Религиоведческий материал также как ив первом проанализированном нами учебнике, представлен практически в каждой главе.

В данном учебнике выделены два раздела, посвященных именно христианству (началу распространения данной религии).

Изначально христианство упоминается в связи с рассказом о древних еврейских племенах (в первой части учебника), затем, уже ближе к концу учебника христианство упоминается в связи с рассказом о Древнем Риме.

Рассказам о христианстве посвящено два отдельных пункта. В то же время информации о других мировых религиях представлено значительно меньше, в достаточной степени представлены лишь языческие верования.

В изложении религиоведческого материала о христианстве. на мой взгляд, угадываются атеистические тенденции, существуют некоторые проблемы в области тактичности в изложении материала, хотя и очевидно, что авторы стремятся к объективности изложения и потому учение о христианстве излагают «от третьих лиц».

Говорить о нетактичности в изложении религиоведческого материала можно в связи с тем, что материал о христианстве достаточно часто представлен как «Миф», например, «Миф о первых людях», «Миф о сотворении мира» и т.д.

Учитывая, что далее в учебнике представлены «Мифы о древнегреческих богах», не претендующие на достоверность, может сложиться и такое же отношение к материалу о христианстве. Такое положение дел, на мой взгляд, является совершенно некорректным.

Для того, чтобы представить стилистику изложения материала о христианстве в рассматриваемом учебнике, приведем выдержку:

«Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

1. Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия — Иисуса. …. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле — царство добра и справедливости».

Далее обратимся к учебникам за 6-ой класс.

Проанализируем представленность религиоведческого материала в следующем учебнике:

Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Издательство «Дрофа», 2008.

В учебниках по истории за 6 класс раскрывается история средних веков и Нового времени, естественно, что для данного периода религия была очень значимой составляющей жизни общества (особенно, если речь идет о периоде средневековья).

Данный период в плане представления религиоведческого материала отличается тем, что зачастую достаточно сложно соблюсти интересы всех религий и конфессий в изложении религиоведческого материала и представить объективную картину религиозной жизни к тому же сделать это достаточно тактично.

В рассматриваемом учебнике представлены следующие темы:

Уровень представленности религиоведческого материала в данном учебнике очень высокий. Можно сказать, что история Средневековья полностью представлена в терминах религии и это неудивительно, учитывая значительнейшую роль религии в средневековом обществе.

В то же время в данном учебнике соблюден паритет между представленностью материала об исламе и христианстве, то есть данные материалы представлены в равной степени.

Что же касается специфики представленности религиоведческого материала – необходимо отметить, что материал представлен с достаточным уровнем такта, впрочем, негативные явления, характерные для католицизма средних веков (борьба с еретиками, индульгенции и т.д.) вызывают негативное отношение, но данные явления анализируются именно в историческим ключе.

Также необходимо отметить, что такие религии как буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм также представлены в учебнике, но в меньшей степени, нежели христианство и ислам.

Далее обратимся к анализу учебника:

Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.

В данном учебнике насыщенность религиоведческой тематикой несколько ниже, чем в проанализированном ранее учебнике. Но и во временному интервалу он охватывает несколько больший период, а следовательно – меньше внимания уделяет периоду Средневековья.

Уровень представленности религиоведческого материала в данном учебнике может быть охарактеризован как достаточно высокий.

Уровень объективности в изложении материала также достаточно высок. В отношении данного учебника можно сказать и о достаточно высоком уровне тактичности в изложении материала.

Тем не менее, необходимо отметить ряд особенностей: например, из трех конфессий христианства: православие, католицизм и протестантизм – двум первым уделено достаточно много внимания, сущность же протестантизма практически не раскрыта.

Также, на наш взгляд, недостаточно раскрыт конфликт между католицизмом и православием (флорентийская уния).

Далее обратимся к учебникам за 7 класс.

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н., Всеобщая история. Новая история. 7 класс. – М., Издательство: «Дрофа», 2011. – 256 с.

Данилов А. А. История России : конец XVI-XVIII век : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 240 с.

В учебниках за 7 класс мы представим два различных варианта учебников: первый посвящен Всеобщей истории, он рассматривает период Нового времени, второй – рассматривает российскую историю с конца 16 по 18 век.

Выбор различных учебников за 7 класс определяется следующими причинами: стремлением охватить большой объем учебного материала и проанализировать представленность религиоведческого материала в разных типах учебников.

Кроме того, мы не ставим целью сравнительный анализ непосредственно двух учебников за один и тот же класс, а потому можем взять и различные программы.

Обратимся к анализу учебника:

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н., Всеобщая история. Новая история. 7 класс. – М., Издательство: «Дрофа», 2011. – 256 с.

Сразу же необходимо отметить, что уровень представленности религиоведческого материала может быть определен как «средний», так как чем ближе исторический этап к современному – тем больше акцент с религиозных моментов перемещается на социально-политические, что связано с процессами секуляризации общества.

Отличительной особенностью данного учебника является высокий уровень представленности таких религиоведческих тем как «протестантизм», «ислам», но в то же время такие темы как буддизм, синтоизм, конфуцианство, представлены в значительно меньшей степени.

На наш взгляд, различные религиоведческие темы не всегда в данном учебнике освещены с достаточным уровнем тактичности. Но в целом материал ориентирован на высокий уровень объективности, во всяком случае, в изложении ситуации противостояния различных сил в рамках религии авторы не выражают симпатии или поддержки определенной силе.

Говоря о представленности религиоведческого материала, можно сказать о том, что акцент сделан на взаимоотношениях представителей разных конфессий (в частности, католиков и протестантов) в рамках христианства.

Проанализируем второй учебник за 7 класс:

Данилов А. А. История России : конец XVI-XVIII век : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 240 с.

В данном учебнике уровень представленности религиоведческого материала можно охарактеризовать как средний и даже - ниже среднего. На мой взгляд, религиоведческого материала в данном учебнике достаточно, чтобы у школьников сложилась общая характеристика религиозной жизни нашей страны в обозначенный период, но о глубоком знании речь, конечно, не идет.

Что касается объективности представленного религиоведческого материала – необходимо отметить, что когда речь идет об истории России, то религиоведческий материал представляется как бы сточки зрения православия. Можно увидеть и некоторое противопоставление православия другим религиям и конфессиям, особенно, когда речь идет о периоде Смутного времени и взаимодействии с поляками.

С одной стороны, исторические реалии рассматриваемого в учебнике времени таковы, что католицизм действительно был угрозой для суверенности (в том числе – и в религиозном плане) нашей страны, в то же время такая стилистика изложения материала может привести к формированию негативных стереотипов межконфессионального и межрелигиозного взаимодействия.

С другой стороны, подобная стилистика изложения религиоведческого материала делает материал более эмоциональным, простым для восприятия.

Впрочем, сложно представить как иначе можно представить религиоведческий материал касательно периоды Смуты и русско-польского противостояния.

Что же касается непосредственно религии православия, на мой взгляд, в представленном учебнике объективно отмечены положительные и отрицательные моменты в функционировании данной религии. Также объективно представлена ситуация раскола при патриархе Никоне.

Естественно, что в учебниках по истории России христианство представлено в значительно большей степени, чем другие религии и это. на мой взгляд, совершенно оправдано.

Далее обратимся к учебникам за 8 класс:

Мы также проанализируем два вида учебников (учебник по Всеобщей истории и учебник по истории России), каждый из учебников продолжает соответствующий учебник за 7 класс (они рассмотрены ранее).

Ведюшкин В.А, Бурин С.Н. Новая история. 8 класс. – М., Издательство: «Дрофа», 2010. – с. 256.

Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.

Обратимся сначала к анализу учебника:

Ведюшкин В.А, Бурин С.Н. Новая история. 8 класс. – М., Издательство: «Дрофа», 2010. – с. 256.

Уровень представлености религиоведческого - низкий. Религиоведческие моменты освещаются «вскользь», религиозным аспектам развития мира на современном этапе уделяется крайне мало внимания. Практически не раскрыта роль религии для современного мира. Религия представлена практически только в аспекте военных конфликтов. При этом уровень объективности и тактичности в изложении и религиоведческих аспектов – достаточно высокий.

Обратимся ко второму учебнику за 8-ой класс:

Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.

В данном учебнике уровень представленности религиоведческого материала не очень высок, хотя уровень влияния религию на общество в рассматриваемый период был достаточно высок.

Религия в данном учебнике рассматривается как внутренний фактор жизни страны (без соотношения с другими религиями и конфессиями).

Уровень объективности и тактичности в изложении материала достаточно высок. Религиозные аспекты жизни общества раскрываются в связи с такими моментами как образование, система социального призрения и т.д.

В то же время для данного учебника характерна слабая представленность особенностей религиозной жизни представителей не титульной нации России, отсутствует хотя бы общая характеристика системы верований различных народов. населявших нашу страну.

Также, на мой взгляд, религиоведческие аспекты могли бы более полно быть раскрыты через характеристику вооруженных конфликтов (в том числе – Кавказских войн), при этом авторы могли бы провести проекцию на современную России, чтобы представить конфликты, актуальные для нашей страны на современном этапе в их историческом контексте.

Далее обратимся к учебникам истории за 9 класс.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XX век. 9 класс. – М.. издательство: «Дрофа», 2006. – 208 с.

Для данного учебника характерен достаточно низкий уровень представленности религиоведческого материала

В учебнике имеется раздел о влиянии религии и Церкви на общественное сознание и параграф о духовной жизни современного российского общества.

При этом очевидно стремление авторов к высокому уровню объективности и тактичности изложения религиоведческого материала.

Возможно, поэтому в учебнике слабо представлен материал о взаимоотношениях религии и большевиков.

Следующий учебник, который мы рассмотрим:

Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М., Издательство «Дрофа», 2010. – 338 с.

Для данного учебника характерен очень низкий уровень представленности религиоведческого материала, но тот материал, который посвящен религиозным аспектам жизни общества изложен с высоким уровнем объективности и тактичности.

В то же время изложение религиоведческого материала в данном учебнике весьма фрагментарно и формально. На наш взгляд, можно некоторым аспектам посвятить больше внимания и провести проекции данных взаимоотношений на современный этап.

На основании проведенного анализа представим сравнительные таблицы и основные выводы по проделанной работе.