logo search
religiya_sarapin_ispit_apofeoz

87Лютеранство і калівінізм як напрямки реформаційного протестантизму.

Одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства.

Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. - основателями протестантизма - М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих Протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной "связи" человека с богом. По теории протестантизма "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру: принцип "оправдания верой" - в искупительную жертву Христа и по воле Бога.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания.

отвергает Священное предание как недостоверное и сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. предписывает верующим ежедневное чтение Библии.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат, религиозный культ в протестантизме существенно упрощён и удешевлен. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке.

Формирование большинства течений протестантства проходило под идеей религиозного возрождения в виде ривайвелизма.

Протестантизм подразделяется на ранний, включающий: анабаптизм ,англиканство ,кальвинизм ,лютеранство ,меннонизм ,социнианство ,унитарианство ,цвинглианство

и поздний, включающий : адвентизм ,Армия спасения ,баптизм ,квакерство ,методизм ,мормонство ,пятидесятничество ,свидетели Иеговы ,Христиансткая наука .

В настоящее время протестантизм имеет наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Современные протестантские церкви создали в 1948 году Всемирный совет церквей.

Общее число протестантов на конец XX века - 470 миллионов человек. Наиболее многочисленные протестантские конфессии: лютеране - 85 миллионов, англикане - 70 миллионов ,баптисты - 48 миллионов ,методисты - 40 миллионов,кальвинисты - 35 миллионов

Кальвінізм. Одно из течений протестантства, основы которого приведены французским теологом Жаком Кальвином в труде "Наставление в христианской вере", учение ";О двойном переопределении": Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира бог заранее предначертал каждому его участь. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях - это божий знак, что он верно исполняет свое призвание. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Наилучшим строем он считал олигархическую республику, а церковным устройством - общину, которая избирала и контролировала своих руководителей.

Кальвинизм распространялся преимущественно во Франции. Французско-голландский вариант кальвинизма носил название "Реформатства". В конце XVI - начале XVII века кальвинизм слился с цвинглианством. Общее число кальвинистов на конец XX века - 35 миллионов человек. Лютеранство

В октябре 1517 года профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483 - 1546 год н.э.) в 95 тезисах против индульгенций подверг критике католическую систему отпущения грехов и ее догматические основы. Это выступление получило широкий резонанс и фактически стало началом Реформации. Важную роль в этом сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католическим воззрениям, спасение души невозможно без посредничества церкви между человеком и богом. Отсюда проистекает особый статус духовенства, значение деятельности человека, его заслуг перед богом, в число которых было внесено выполнение всех церковных обрядов. Главным принципом нового вероучения Лютер провозгласил спасение верой, которое даруется человеку не по заслугам, а милостью божьей. Утверждая чисто личное отношение человека к богу, Лютер отверг существование всей иерархии католической церкви. Пересмотрев учение о семи таинствах. Лютер признал отвечающими Писанию лишь три из них - крещение, причастие и исповедь.

Позиция Лютера не затрагивала существующие социальные и политические структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего среднего класса (бюргерства). Представления плебейских масс и крестьянства выразил Томас Мюнцер.

К концу 1520-х годов лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 году навязать восстановление католического порядка привела к еще большему сплочению сторонников реформированной церкви. Именно тогда возникло понятие "протестантства". В 1555 году в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось по Аугсбургскому миру добиться официального признания своих прав на основе принципа "чья власть, того и вера". Лютеранство сохранило от католицизма и признает истинным лишь то, что не противоречит Священному писанию: церковную организацию, епископат, Литургию с таинственным пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и т.д. На практике имеет только два таинства: крещение и причастие (хотя Катехизис Лютера допускает и исповедь). Церковь понимается только как невидимое сообщество оправданных и

возрожденных личной верой.

Лютеранство четко разграничивает духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка,

полностью отказывается от культа святых, икон, мощей и реликвий, от паломничества к

святым местам.

Общее число лютеран на конец XX века - 85 миллионов человек.