logo
religiya_sarapin_ispit_apofeoz

88.Реформаційні рухи в Англії: англіканство, методизм, квакерство.

Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической

церкви с Римом.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно - так называемая

Высокая Церковь. Низкая Церковь - более типичный протестантизм. Широкая Церковь -

более экуменична.

Культ и догматика в ней остались в основе католической, но епископов назначал король, а

с зависимостью от папы было покончено.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским

учением о спасении личной верой.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей

Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает

монарх. Англиканство является одним из трех основных направлений протестантизма наряду с лютеранством и кальвинизмом. Англиканская церковь сочетает в себе протестантские некоторые протестантские положения о спасении личной верой и католическую идею о спасающей силе Церкви. Сами представители англиканской церкви часто не ассоциируют себя с понятием «протестант». Официально англиканская церковь называет себя католической. Однако вопреки догматам классического католицизма англиканство отрицает Папу Римского как Главу Церкви. Предстоятелем Церкви Англии является Архиепископ Кентерберийский, он пользуется первенством чести среди прочих поместных англиканских Церквей, но однако не обладает административной либо канонической властью вне Англии.В Соединенном королевстве существует четыре церкви - Церковь Ирландии, Шотландская Епископальная Церковь, Церковь в Уэльсе и Церковь Англии. Главный документ Англиканской церкви - так называемые Тридцать Девять Статей. Они были приняты на Соборе 1563 года и заменили предыдущую доктрину - «Сорок две статьи».«Тридцать Девять Статей» имеет смысл рассматривать, скорей, не как всеобъемлющее изложение вероучения, а скорей, документ, определяющих позицию Церкви Англии в отношении кальвинизма и католицизма. Также среди важнейших документов Церкви Англии стоит упомянуть Книгу общих молитвословий, принятуя парламентов в 1549 и отредактированную позднее в 1662 году.

Квакерство (Общество друзей)

Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные протестантские доктрины.

Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея наличия внутри каждого человека божественного света, т.е.частицы Бога.

В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человекаприсутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву. Квакеры (англ. Quakers, от глагола to quake — «трястись», «трепетать», «содрогаться»; официальное название — Религиозное Общество Друзей (квакеров)) — конфессия, возникшая в среде радикальных пуритан (диссентеров или нонконформистов) в годы Английской революции в середине XVII века. Первоначальное название — «Христианское Общество Друзей Внутреннего Света». Название «квакеры», использовавшееся сначала противниками этого течения как оскорбительное прозвище, а впоследствии ставшее самоназванием, имеет несколько версий происхождения. Наиболее вероятна версия, согласно которой основатель данного направления — Джордж Фокс — на заседании суда призвал судью «трепетать перед именем Бога», за что тот назвал Фокса «трепетуном»[1]. Другая версия гласит, что ранние квакеры во время своих богослужений содрогались при снисхождении на них Святого Духа[2]. Третья версия приписывает ранним квакерам утверждения по поводу «духовного трепета» от постоянного ощущения присутствия живого бога[3]. Наибольшие по численности группы квакеров сосредоточены в Северной Америке (преимущественно в США), Африке (в Кении) и Европе (в Великобритании). В истории квакеров XVII века российский историк Т. А. Павлова выделяет три этапа:[6]

Первый этап характеризуется активной деятельностью квакерских проповедников при отсутствии четкой организационной структуры движения. Первые сподвижники Фокса, такие как Эдвард Берроу, Уильям Дьюсбери, Мэри Фишер, Джеймс Нейлер, Джон и Томас Лоусоны, Фрэнсис Хоуджилл, Маргарет Фелл, Джон и Джордж Уайтхеды и многие другие, организовали группу путешествующих проповедников и стали известны в квакерской среде как «Отважные шестьдесят» (Valiant Sixty) или «Первые глашатаи Истины» (First Publishers of Truth).

Во второй и третий периоды ранней квакерской истории, отмечает Т. А. Павлова, происходит «обуржуазивание секты, ее организационное оформление; разрабатывается теологическая доктрина». Исторически в основе теологии квакеров лежит доктрина о внутреннем непосредственном откровении Святого Духа, авторитет которого выше "Священного Писания", поскольку, согласно Р. Баркли, Писание является «декларацией источника, а не самим источником»[11]. Человек способен воспринимать откровение благодаря тому, что в каждом есть «Внутренний Свет» — часть божественной природы, заложенная в человеке и не являющаяся частью человеческой природы. Концепция «Внутреннего Света» стала центральной в вероучении квакеров. В настоящее время объединяющим моментом для представителей различных квакерских течений (в т.ч. христиан, универсалистов и др.) является отсутствие обрядов, отказ от таинств, признание "присутствия Бога в каждом человеке" и выводимые из него четыре основных принципа ("свидетельства"):

- пацифизм;

- равенство каждого человека перед Богом;

- простота;

- честность.

Структура квакерских организаций следующая:

- молитвенная группа (worship group);

- подготовительное собрание (preparatory meeting);

- территориальное или месячное собрание (area or monthly meeting);

- годовое собрание (yearly meeting).

Методизм.Методистская церковь, как самостоятельное вероучение, образовалась в 18 веке, отмежевавшись от англиканской церкви. До этого методизм развивался как внутреннее течение англиканства. Основателем методизма считается проповедник Джон Уэсли.

Базовые положения методистского вероучения сформулированы в 25 утверждениях, которые по сути являют собой редуцированный вариант знаменитых 39 статей англиканства.

Методисты верят в Святую Троицу, они также признают Библию высшим авторитетом в вопросах верования. Также признается таинство Крещения и евхаристии. Крещение младенцев практикуется, но также может быть отложено и до достижения зрелого возраста.

Важным отличием методистского вероучения, отличающего его в частности от кальвинизма, является неприятие доктрины предопределенности. Методисты считают возможным получение прощения и искупления, а также считают, что спасение могут получить все люди без исключения. Адепты методизма верят в то, что человек своими поступками, в частности покаянием, могут достичь благодати. Однако этот процесс может занять всю жизнь

В настоящее время существуют две крупнейших официальных организации методистов – это Объединенная методистская церковь в США, включающая в себя не только общины, но и дома престарелых, приюты для детей-сирот, а также учебные заведения, как школы так и колледжи. Церковь ведет активную миссионерскую деятельность в более чем полусотне стран по всей планете. У организации есть собственное издательство, которое выпускает огромное количество литературы и периодические издания религиозного характера.

Также в США существует Африканская методистская епископальная церковь. Это второе крупное объединение методистов (порядка 1,2 млн. членов).

Отличительная особенность методистской церкви – активное сотрудничество с другими церквами. Представители методистских общин входят практически в каждый совет церквей любого города США, либо в совет штата. На конец 20 века общее число методистов во всем мире было около сорока миллионов человек.