1.1 Значимость религиоведческих знаний для современного школьника. Методика обучения религиоведческим знаниям
В настоящее время такой вопрос как представление религиоведческих знаний в рамках школьного образования является дискуссионным и дискуссии эти носят достаточно острый характер.
Но наиболее острые дискуссии разворачиваются в отношении вопроса о преподавании отдельного религиоведческого курса в школе, что же касается преподавания религиоведческих знаний в рамках школьного курса истории – большинство специалистов сходятся во мнении, что данный аспект школьного образования является необходимым, поскольку религия является неотъемлемым элементом современного общества.
Аргументы в пользу преподавания религиоведческих знаний, указывают на то, что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения.
Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.
В то же время религия присутствует в данной картине мира (хотя и не согласуется с материалистическим пониманием мира), именно поэтому учитель должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку. Но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения: школьники должны самостоятельно принять решения на основе представленного достоверного материала, в том числе – и по религиозным аспектам.[15]
Методика обучения религиоведческим знаниям – это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов.
Поэтому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности.
Педагог, который приступает (или уже приступил) к преподаванию религиоведческих аспектов в курсе истории в школе, должен обязательно учитывать все выше изложенные факторы в процессе обучения, знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям.
Методика обучения тесным образом связана с основными факторами обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:[20, с.78-79]
Цели, которые ставятся перед государством и обществом;
Содержание и структура религиоведческого материала, которые закреплены в стандартах и программах, на их основе должны быть изложены в школьных учебниках;
Научно-методологическая организация в процессе обучения;
Познавательные возможности учащихся;
Результаты обучения.
Ориентируясь на методику и факторы обучения можно сформировать методологические и организационные проблемы, которые возникают при преподавании религиоведческих знаний в школах.
Одной из первейших проблем в современном российском обществе, в связи с преподаванием религиоведческих знаний в школе, является недостаточный уровень подготовки учителей истории по данному аспекту.
Второй пункт в проблематике преподавания религиоведческих дисциплин лежит в области формирования толерантности у школьников. Светская школа должна создать такой морально-психологический климат, который бы способствовал мировоззренческой нейтральности, которая крайне необходима в нашем демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений является условием для диалога между свободными личностями. А это в свою очередь требует от методики преподавания отстраненность педагога от своих идеологических пристрастий, то есть материал должен быть изложен предельно объективно, не задевая чувства верующих или неверующих учащихся, и основан предельно точным в историческом и фактическом материале. [20, с.78-79]
Подводя итог, необходимо напомнить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку. Но преподавание религиоведческих знаний в курсе истории имеет свою специфику и особенности, которые должны быть учтены при преподавании.
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики 8
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы 25
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории 42
- Введение
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики
- 1.1 Значимость религиоведческих знаний для современного школьника. Методика обучения религиоведческим знаниям
- 1.2 Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы
- 2.1 Контент-анализ учебников истории за 5 – 9 класс
- 2.2 Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках. Выводы по результатам анализа
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.1. Основные цели, задачи, принципы разработки уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.2. Разработка уроков
- План-конспект урока по истории средних веков в 6 классе
- Ход урока
- 1.Актуализация знаний по теме: «Культура Византии»
- 2.Переход к изучению новой темы
- Что способствовало объединению арабов?
- 3.Изучение новой темы
- 7.Закрепление изученного материала.
- Вставьте пропущенные слова
- 8. Выставление оценок. Домашнее задание Заключение
- Список использованной литературы