Введение
Тема представленной работы: «Проблемы содержания религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов (с возможностью внеаудиторного развития отдельных тем).
В данной выпускной квалификационной работе нами будет проанализирована представленность и качество религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что религия является важнейшим составляющим жизнедеятельности любого общества, а вопрос о её презентации в рамках школьного образования – одним из наиболее дискуссионных в современной педагогической практике.
Безусловно, школьники должны получать достоверную и объективную информацию о религии как социальном феномене, с помощью данной информации возможно формирование толерантного отношения в религиозном плане (к представителям других религий, конфессий и т.д.).
Кроме того, религия как социальный феномен представляет значительный интерес и в культурном плане, так как именно в рамках религии создавалось большое число произведений искусства и культуры.
21 июля 2009 года президент РФ Д.А. Медведев высказался и предложил, что бы школьники могли получать адекватные знания о религии и религиозной культуре. Министерство образование и науки РФ в ответ на слова президента, объявило о начале эксперимента с марта 2010 года по введению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который должен начаться в 19 регионах нашей страны. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик.[15]
Впрочем, данное предложение вызвало различную реакцию, в том числе – и резкое несогласие, поэтому данный эксперимент не был реализован в той мере, как он задумывался.
Таким образом, мы видим, что современное общество не совсем готово к введению отдельного курса, посвященного религии и поэтому в данных условиях оптимальным остается качественная представленность религиоведческих материалов в курсе истории. Впрочем, на основе анализа учебников истории за 5 – 9 классы нельзя сделать вывод о достаточном религиоведческом наполнении учебников истории, хотя в целом религиоведческий материал в данных учениках представлен (в большей или меньшей степени – в зависимости от автора).
Но обратимся к результатам реализации данного эксперимента (так как на данный момент он закончен). В апробации участвовали более 240 тысяч учеников 4-5-х классов почти 10 тысяч российских школ. В курсе шесть модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Выбирать конкретное направление для школьника должны его родители. Эксперимент признан удачным.
В январе 2012 Правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны.
Говоря об актуальности темы выпускной квалификационной работы нельзя не сказать о региональной специфике в плане религии – в нашем крае представлены различные религии и конфессии (христианство в лице трех конфессий: православия, католицизма и протестантизма, ислам, буддизм, иудаизм, кришнаитство и т.д.). Именно поэтому для нашего региона особенно важно, чтобы школьники имели представление обо всех религиях и конфессиях, формировали толерантное отношение к представителям других религий и конфессий.
Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с запретом религии в СССР за 70 лет коммунистической системы сформировался некоторой информационный вакуум в плане знаний о религии и сейчас необходимы эффективные инструменты для преодоления данного вакуума.
Таким образом, очевидно, что в современных условиях тема представленной ВКР является актуальной и значимой.
Повышение уровня знаний в области религии будет способствовать повышению общего культурного и интеллектуального уровня школьников, повышения уровня их лояльности и толерантности к представителям других вероисповеданий и конфессий, что в конечном итоге положительно отразиться на жизнедеятельности общества в целом, на взаимодействии членов общества и приведет к снижению уровня социальной напряженности в обществе.
Проблема, исследуемая нами в рамках данной работы – качество представленности религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов, а, следовательно, и качество информации, получаемой школьниками в рамках религиозных вопросов.
Мы предполагаем, что представленность религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 класс нельзя оценить как оптимальную. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данную точку зрения нами будут исследованы учебники истории за 5 – 9 класса и проанализирован религиоведческий материал, представленный в них.
При этом критериями, которыми мы будем руководствоваться при анализе являются: количество упоминаний тех или иных религиозных аспектов в учебниках, оправданность использования того или иного материала, достоверность, объективность, толерантность представления материала и т.д.
Объект исследования в данной работе – учебники истории за 5 – 9 классы.
В качестве предмета исследования можно выделить уровень и специфику представленности религиоведческого материала в учебниках истории за 5 - 9 классы. В рамках исследования предмета нас интересует насколько полно представлен материал по вопросам религии. уровень достоверности, объективности и толерантности его представления.
Цель исследования – проанализировать степень представленности религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 класса и разработать уроки, посвященные религиозным аспектам для школьников.
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Рассмотреть подходы и оценки к преподаванию религиоведческого материала в школе.
Проанализировать развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории.
Представить анализ учебников истории на предмет представленности в них религиоведческого материала.
Представить сводную таблицу по представленности религиоведческого материала в проанализированных учебниках.
Разработать уроки в рамках религиозной тематики для школьников, в рамках курса истории.
В качестве гипотез исследования можно выделить следующие:
Представленность религиоведческих знаний в учебниках истории за 5 – 9 класс носит фрагментарный характер, отсутствует системность в представлении информации и, как следствие, у школьников «не составляется» целостной картины в отношении религии.
В учебниках истории 5 – 9 класс в наибольшей степени представлена именно христианская религия (преимущественно – в рамках православия), другие же религии представлены незначительно или не представлены вообще.
Не всегда представленность материала по религиозной тематике ведется с достаточным уровнем объективности и толерантности к другим религиям и конфессиям.
Методы исследования – при написании данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (описательный, сравнительный и т.д.), особо следует выделить такой метод как контент-анализ содержания учебников истории за 5 – 9 классы.
Информационной базой проводимого исследования явились учебники истории за 5 – 9 классы.
Представленность данной темы в литературе: в настоящее время данная тема фактически не представлена в литературе. Много дискуссий развернулось около вопроса преподавания непосредственно религиоведческих курсов в школе, а тема нашего исследования – является практически не изученной.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы.
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики 8
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы 25
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории 42
- Введение
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики
- 1.1 Значимость религиоведческих знаний для современного школьника. Методика обучения религиоведческим знаниям
- 1.2 Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы
- 2.1 Контент-анализ учебников истории за 5 – 9 класс
- 2.2 Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках. Выводы по результатам анализа
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.1. Основные цели, задачи, принципы разработки уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.2. Разработка уроков
- План-конспект урока по истории средних веков в 6 классе
- Ход урока
- 1.Актуализация знаний по теме: «Культура Византии»
- 2.Переход к изучению новой темы
- Что способствовало объединению арабов?
- 3.Изучение новой темы
- 7.Закрепление изученного материала.
- Вставьте пропущенные слова
- 8. Выставление оценок. Домашнее задание Заключение
- Список использованной литературы