logo search
ВКР

Введение

Тема представленной работы: «Проблемы содержания религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов (с возможностью внеаудиторного развития отдельных тем).

В данной выпускной квалификационной работе нами будет проанализирована представленность и качество религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что религия является важнейшим составляющим жизнедеятельности любого общества, а вопрос о её презентации в рамках школьного образования – одним из наиболее дискуссионных в современной педагогической практике.

Безусловно, школьники должны получать достоверную и объективную информацию о религии как социальном феномене, с помощью данной информации возможно формирование толерантного отношения в религиозном плане (к представителям других религий, конфессий и т.д.).

Кроме того, религия как социальный феномен представляет значительный интерес и в культурном плане, так как именно в рамках религии создавалось большое число произведений искусства и культуры.

21 июля 2009 года президент РФ Д.А. Медведев высказался и предложил, что бы школьники могли получать адекватные знания о религии и религиозной культуре. Министерство образование и науки РФ в ответ на слова президента, объявило о начале эксперимента с марта 2010 года по введению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который должен начаться в 19 регионах нашей страны. Данный предмет должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных практик.[15]

Впрочем, данное предложение вызвало различную реакцию, в том числе – и резкое несогласие, поэтому данный эксперимент не был реализован в той мере, как он задумывался.

Таким образом, мы видим, что современное общество не совсем готово к введению отдельного курса, посвященного религии и поэтому в данных условиях оптимальным остается качественная представленность религиоведческих материалов в курсе истории. Впрочем, на основе анализа учебников истории за 5 – 9 классы нельзя сделать вывод о достаточном религиоведческом наполнении учебников истории, хотя в целом религиоведческий материал в данных учениках представлен (в большей или меньшей степени – в зависимости от автора).

Но обратимся к результатам реализации данного эксперимента (так как на данный момент он закончен). В апробации участвовали более 240 тысяч учеников 4-5-х классов почти 10 тысяч российских школ. В курсе шесть модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Выбирать конкретное направление для школьника должны его родители. Эксперимент признан удачным.

В январе 2012 Правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны.

Говоря об актуальности темы выпускной квалификационной работы нельзя не сказать о региональной специфике в плане религии – в нашем крае представлены различные религии и конфессии (христианство в лице трех конфессий: православия, католицизма и протестантизма, ислам, буддизм, иудаизм, кришнаитство и т.д.). Именно поэтому для нашего региона особенно важно, чтобы школьники имели представление обо всех религиях и конфессиях, формировали толерантное отношение к представителям других религий и конфессий.

Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с запретом религии в СССР за 70 лет коммунистической системы сформировался некоторой информационный вакуум в плане знаний о религии и сейчас необходимы эффективные инструменты для преодоления данного вакуума.

Таким образом, очевидно, что в современных условиях тема представленной ВКР является актуальной и значимой.

Повышение уровня знаний в области религии будет способствовать повышению общего культурного и интеллектуального уровня школьников, повышения уровня их лояльности и толерантности к представителям других вероисповеданий и конфессий, что в конечном итоге положительно отразиться на жизнедеятельности общества в целом, на взаимодействии членов общества и приведет к снижению уровня социальной напряженности в обществе.

Проблема, исследуемая нами в рамках данной работы – качество представленности религиоведческого материала в учебниках истории 5 – 9 классов, а, следовательно, и качество информации, получаемой школьниками в рамках религиозных вопросов.

Мы предполагаем, что представленность религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 класс нельзя оценить как оптимальную. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данную точку зрения нами будут исследованы учебники истории за 5 – 9 класса и проанализирован религиоведческий материал, представленный в них.

При этом критериями, которыми мы будем руководствоваться при анализе являются: количество упоминаний тех или иных религиозных аспектов в учебниках, оправданность использования того или иного материала, достоверность, объективность, толерантность представления материала и т.д.

Объект исследования в данной работе – учебники истории за 5 – 9 классы.

В качестве предмета исследования можно выделить уровень и специфику представленности религиоведческого материала в учебниках истории за 5 - 9 классы. В рамках исследования предмета нас интересует насколько полно представлен материал по вопросам религии. уровень достоверности, объективности и толерантности его представления.

Цель исследования – проанализировать степень представленности религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 класса и разработать уроки, посвященные религиозным аспектам для школьников.

Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:

  1. Рассмотреть подходы и оценки к преподаванию религиоведческого материала в школе.

  2. Проанализировать развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории.

  3. Представить анализ учебников истории на предмет представленности в них религиоведческого материала.

  4. Представить сводную таблицу по представленности религиоведческого материала в проанализированных учебниках.

  5. Разработать уроки в рамках религиозной тематики для школьников, в рамках курса истории.

В качестве гипотез исследования можно выделить следующие:

  1. Представленность религиоведческих знаний в учебниках истории за 5 – 9 класс носит фрагментарный характер, отсутствует системность в представлении информации и, как следствие, у школьников «не составляется» целостной картины в отношении религии.

  2. В учебниках истории 5 – 9 класс в наибольшей степени представлена именно христианская религия (преимущественно – в рамках православия), другие же религии представлены незначительно или не представлены вообще.

  3. Не всегда представленность материала по религиозной тематике ведется с достаточным уровнем объективности и толерантности к другим религиям и конфессиям.

Методы исследования – при написании данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (описательный, сравнительный и т.д.), особо следует выделить такой метод как контент-анализ содержания учебников истории за 5 – 9 классы.

Информационной базой проводимого исследования явились учебники истории за 5 – 9 классы.

Представленность данной темы в литературе: в настоящее время данная тема фактически не представлена в литературе. Много дискуссий развернулось около вопроса преподавания непосредственно религиоведческих курсов в школе, а тема нашего исследования – является практически не изученной.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы.