Введение
В данной работе нам бы хотелось изложить суть такого явления в истории мировой и в частности европейской культуры, науки и религии, как Алхимия. Алхимия является, безусловно, интереснейшим феноменом в мировой истории, хотя само понимание алхимии в современности является искаженным, многие считают алхимию; либо лженаукой предшественником современной химии, либо странным искажением идей магии и колдовства. Отчасти в этих идеях есть доля правды, но алхимия является более сложным и многогранным явлением и требует профессионального религиоведческого исследования, попытка которого и представлена в данной работе.
Актуальность выбранной темы: заключается в том что, в последнее время в нашей стране наметилась тенденция к большому интересу к всевозможным оккультным и герметическим практикам таким как, например астрология, при этом в данных практиках большой акцент делается на преемственности с древними герметическими техниками, в том числе и с алхимией, поэтому в данном контексте изучение данной темы является весьма актуальным. Так же данная тема не исследовалась и не подвергалась философско-религиоведческому исследованию в рамках религиоведения.
В связи с этим следует отметить и недостаточную практическую разработанность данной проблемы. Алхимия, как правило, рассматривается в литературе как донаучное направление в химии и, следовательно, рассматривается только в практическом ключе, а религиозно философские идеи алхимии, обычно раскрываются крайне слабо. Либо трактовки алхимических идей даются в рамках современных оккультных практик, которые нередко искажают изначальные идеи алхимии в нужном им ключе.
Объектом исследования данной работы является Алхимия как религиозная традиция.
Предмет исследования: религиозно-философские основания и символизм Алхимии.
Цель исследования - философско-религиоведческий анализ философских и религиозных идей алхимии.
Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Ознакомиться с этимологией слова Алхимия и раскрыть основные исторические вехи существования и развития алхимии.
2. Исследовать античные философские концепции и теории, ставшие философским базисом для Алхимии.
3. Провести анализ и систематизацию основных, наиболее общих и значимых в алхимии идей и представлений.
4. Рассмотреть основные магические оккультные и религиозные идеи оставившие след в мировоззрении алхимиков.
5. Рассмотреть алхимическую символику веществ и процессов, как неотъемлемый и крайне важный элемент в алхимии.
Территориальные рамки исследования: изучение поставленных в данной курсовой работе задач велось, прежде всего, на основе рассмотрения Европейской Алхимии и в территориальном аспекте работа концентрирует свое внимание, только на территории западной Европы не беря во внимание рассмотрение Китайской и Арабской алхимии.
Временные рамки данной работы: изучение поставленных в данной курсовой работе задач рассматривало период Европейского средневековья, так как именно в период европейского средневековья алхимии приобрела наибольшую значимость и достигла максимума своего развития.
Таким образом, временными рамками данной работы может считаться период европейского средневековья с IV до XVIII веков.
Методология исследования: методологической основой данного исследования является принципы историзма и научной объективности. Можно выделить такие методы как: сравнительно исторический метод, текстологический анализ, методы обобщения и классификации.
Источниковую базу для написания данной работы составили несколько групп работ;
1) Алхимические трактаты: что касается первоисточников, то это такие труды как; работа Альберта Великого "Малый алхимический свод" являющаяся, наряду с работой Бэкона "Зеркала алхимии", самым обобщенным изложением идей алхимии, и работа Парацельса "Химическая псалтирь, или философичекая ручная книга". А также такие средневековые алхимические трактаты как "Rosarium Philosophorum", "Сabala mineralis manuscript" и "Viatorium Spagyricum".
2) Работы А. Пуассона "Теории и символы алхимиков", В. Рабинович "Алхимия как феномен средневековой культуры". Такие сборники как: "Теория и символы алхимии: Великое делание" и "Свинцовые врата алхимии: История, символы, практика".
3) Энциклопедические источники: из энциклопедических источников необходимо отметить, прежде всего, "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия" и Реале Д. Антисери Д. "Западная философия от истоков до наших дней".
4) Электронные источники: из электронных источников необходимо отметить материалы таких сайтов как http://www.luxaur. narod.ru.
Научная новизна курсовой работы: Предлагаемая работа представляет собой одну из первых в отечественном религиоведении попытку рассмотрения алхимии в рамках целостного рассмотрения и анализа ее идей с точки зрения религиоведения.
1) В данной работе был проведен анализ и обобщение основных идей алхимии.
2) В данной работе была представлена попытка выделения религиозного компонента в алхимии и анализа алхимии с точки зрения религиоведения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Алхимия - это своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху средневековья. Под алхимией понимают магико-эзотерическое учение, основной идеей которого является представление о трансмутации, то есть превращении неблагородных элементов в благородные с целью обретения совершенства и богатства, а также обретения бессмертия. Существует несколько толкований происхождения самого слова "Алхимия". Точно определить происхождение термина алхимия не представляется возможным но, по нашему мнению наиболее правдоподобной можно считать гипотезу о происхождении слова алхимия от - "khem" или "khаme", "chemi" или "сhuma", означает - черную страну, что означало название Древнего Египта, с которым связывают деятельность древних жрецов и магов.
2. Основные идеи алхимии - это представления; о единой природе вещества - теория алхимиков, согласно которой все в мире имеет одно начало; теория гилозоизма - представления о подобии и сходстве развития живой и неживой природы; идея получения философского камня связанная с представлениями о совершенствовании вещества от низших металлов до совершенного золота; идея о существовании трех первоначал мира философской серы, ртути и соли. В обобщенном виде картину мира алхимиков можно представить таким образом: в начале мира его творец и первооснова это неизменная и вечная первоматерия или Бог, понимаемый ими в пантеистическом ключе, алхимики считали свою миссию исполнением Божественной воли, постоянно обращаясь к Богу за поддержкой в своих молитвах.
3. Символизм в алхимии имел огромное значение, алхимики полагали, что их сложное учение, может быть преподано лишь с помощью соответствующих знаков и символов, а эзотеризм учения алхимиков привел к огромному распространению тайных знаков и символов. Алхимики наделяли символами все стороны своего учения свою символику, и знаковое обозначение имели такие алхимические вещества как 4 первоэлемента, металлы, кислоты и прочие элементы. Все процессы алхимического делания также были зашифрованы в определенные порой трудноразличимые символы и знаки и иногда и в целые картины, суть которых была понятна лишь посвященным.
Теоретическая и практическая значимость: представленные в данной работе проблемы могут дальнейшему развитию российского религиоведения.
Так обозначенные в данной работе проблема алхимии как мистико эзотерического учения может способствовать дальнейшему изучению в рамках религиоведения наук герметического и оккультного толка.
- Введение
- 1. Основные сведения об алхимии
- 1.1 Этимология термина алхимия
- 1.2 История Алхимии
- 2. Религиозно-философские основания алхимии
- 2.1 Философские основания Алхимии
- 2.2 Основные идеи Алхимии
- 2.3 Элементы магии и религии в Алхимии
- 3. Алхимическая символика
- 3.1 Символизм алхимических веществ
- 3.2 Символика алхимических процессов