logo
Алхимия: философско-религиоведческий анализ

3.1 Символизм алхимических веществ

В данной части нашего исследования мы хотели бы освятить одну из важнейших и интереснейших для понимания сути алхимии сторон алхимического знания - символику алхимии. В связи с эзотеричностью алхимического учения, символика в алхимии крайне запутана и неоднозначна и человек, ничего не знающий об алхимии, при чтении алхимических работ, вероятно, натолкнётся на туманные описания весьма странных опытов.

Символическое мировидение в алхимии во многом выступает на первый план. Алхимики полагали, что их сложное учение, может быть преподано лишь с помощью соответствующих символов. Они смотрели на алхимию как на самую высокую науку.

"…герметические философы скрывали свою науку и никому ее не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая, однако, всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару" [17, c.56].

Поэтому для алхимиков было жизненно важно сохранить свои секреты в тайне подобно тому, как это делали средневековые гильдии каменщиков и ремесленников, так как алхимики считали свое знание тайным и богооткровенным и боялись даже помыслить, что их секреты попадут ни в те руки. Вследствие чего, алхимики разработали особую систему, понятных только для них самих и для посвященных в их дела людей, знаков и символов в которой они кодировали все основные аспекты своего знания.

Но прежде чем освятить алхимистическую символику необходимо разобраться с тем, что такое вообще символ - дать определение символа.

"Символ (греч. symbolon - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) - знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию" [4].

Так же необходимо понимать разницу между знаком и символом, символ изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Если у знака значение определено, то символ имеет множество зачастую противоречивых значений. Хотя алхимики широко использовали как отдельные знаки, так и символы.

Алхимики пользовались развитой знаковой системой, символы имели большое применение, например, существовали алхимические трактаты, в которых практически отсутствовал текст, а весь процесс великого делания изображался в виде символических изображений; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, феникс был символом камня совершенного, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал черный цвет, который принимает материя на первом этапе чернения.

Например - четыре элемента составляющие основу бытия алхимики изображали в виде следующих знаков:

1) Воздух изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечеркнутым линией, параллельной основанию;

2) Вода - треугольником вершиной книзу;

3) Огонь - треугольником вершиной кверху;

4) Земля - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию (Приложение А; Рис.1).

Так же у алхимиков была и особая знаковая система трех первоначал мира философской серы, ртути и соли: так знак Ртути - изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест;

Сера у алхимиков изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. А Соль изображалась перечеркнутым посередине кругом

(Приложение А; Рис.2).

Так же на символизм алхимиков заметно повлиял античный пантеон, алхимики широко употребляли для обозначения металлов и сплавов наименования греческих и римских богов. Мифологические имена были в большом ходу. "Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото,

Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец; Золотое руно обозначало философский камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века мифологическими именами пользовались для обозначения металлов" [17, c.58].

Так же свои символику у алхимиков имело и первоначало всего сущего, прима материя - символически изображалась в виде "Уробороса" - змея пожирающего свой хвост - символа вечности.

Касаемо Серы и Ртути - их символизировали двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял философскую Ртуть - женское, летучее начало. А другой змей, изображенный внизу без крыльев, изображал Серу, мужское и устойчивое начало. Так же на рисунке наряду с изображениями двух змеев имеются знаки, обозначающие четыре элемента мироздания (Приложение А; Рис.3,4).

Так же интересно еще одно изображение Уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа вечности.

Алхимическая символика металлов - все герметические философы единогласно утверждают, что материю надо добывать из металлов, ибо цель Великого Делания есть производство золота, поэтому отношение к металлам у алхимиков было очень серьезное и основательное. В текстах алхимиков течь идет о таких металлах как Золото, Серебро и Ртуть как источники извлечения первоматерии.

Кстати в текстах Алхимиков часто употребляется название меркурий по отношению к ртути, слова ртуть и меркурий для алхимиков были тождественны это во многом связано с соотношением металлов с небесными телами о котором мы скажем далее. И в современном Английском языке ртуть пишется как Mercury.

В идеях алхимиков напрямую прослеживается связь между их мировоззрением и другими учениями герметического толка, например связь с астрологией прослеживается в понимании алхимиками металлов.

Для алхимиков каждый из известных на то время семи металлов ассоциировался с определенным небесным телом, и любой грамотный алхимик считал обязательным провести астрологические вычисления, прежде чем приступать к операциям с тем или иным металлом. Эта связь широко прослеживается в алхимической системе знаков применяемой к металлам, показанной в (Приложение А; Таблица 1).

У алхимиков помимо системы знакового обозначения металлов была и особая символика кислот и растворителей (Приложение А; Таблица 2).

"Кислоты символизировались львами, пожирающими солнце или луну. Каждый рисунок, изображающий солнце или луну, Аполлона или Диану, побежденными и пожранными животными сильными и храбрыми, каковы: лев, орел, тигр и т.д. - символизирует растворение драгоценных металлов" [17, c.86].

Таково, например знаменитое алхимическое изображение "Льва пожирающего солнце" (Приложение А; Рис.5), для непосвящённого человека оно могло показаться, по меньшей мере, нелепым и странным, но для алхимика все в нем имеет свой смысл.

Изображение "Льва пожирающего солнце" это сложный алхимический символ, состоящий из двух основных знаков солнца означающего золото и льва означающего кислоту - царскую водку единственную кислоту настолько сильную чтобы растворить золото - отсюда и аналогия с силой льва. Таким образом, на данном рисунке 16 века мы видим процесс растворения золота в кислоте.