Алхимия: философско-религиоведческий анализ

курсовая работа

2.2 Основные идеи Алхимии

Прежде чем начать изложение основных идей и практик, характерных для алхимии необходимо отметить, что такое явление как алхимия было крайне неоднородно, алхимию можно условно разделить на "низшую" и "высшую".

Низшая алхимия это область алхимического знания связанная с работой только с химическими материалами, низшей алхимией занимались, как правило "алхимики-суфлеры, не имевшие понятия о теории и работавшие случайно. Они, правда, искали философский камень, но только попутно, при производстве продуктов промышленной химии, каковы: мыла, искусственные драгоценные камни, кислоты, краски и пр.; это были родоначальники химии; они - то и продавали за деньги тайну изготовления золота" [17, c.29].

алхимия религиозный философский магия

Но была и другая сторона алхимии "Высшая алхимия" ее представители герметические философы - предавались изысканию философского камня не из жадности, но из любви к науке. Они имели специальные теории, которые не позволяли им удаляться за известные пределы. Философы придерживались доктрин, сохраняющихся в неприкосновенности целые века" [17, c.29].

Таким образом, алхимия, безусловно, имела своим предметом изучение химических веществ, но лишь как начальный этап алхимического делания, а высшие цели алхимии были связаны с высокими философскими идеями такими как; поиски высшего начала или бога, познание тайн вселенной и человека и т.п.

Поэтому совершенно некорректно называть алхимию "предком химии", алхимия имела в своей основе более высокие философские, религиозные и оккультные идеи. О таком разделении целей алхимика говорит Парацельс, выделявший следующие аспекты алхимии: "Высший аспект алхимии есть трансформация пороков в добродетели огнём любви к добру; очищение души страданием; возвышение Божественного начала в человеке над его животными элементами… Второй аспект алхимии - учение о природе невидимых элементов, составляющих астральные тела вещей… Низший аспект алхимии - это приготовление, очищение и соединение физических веществ" [6, c.210].

Для алхимии как магико-философского учения характерны следующие основные идеи и представления:

1) Единая природа вещества - один из основных теоретических постулатов алхимии. Он ведет свое начало еще с античных представлений Милетских философов и Аристотеля о единой первоматерии.

Алхимики полагали, что все в мире сотворено из единого вещества, собранного в разных пропорциях. "Мы знаем, что свинцовый глет изготовляется из олова. Олово же в результате многократных вывариваний приобретает золотистый цвет. Однако нет ничего невероятного и в том, чтобы обратить олово в одну из разновидностей серебра. Ведь олово той же, что и серебро, природы" [3, c.138].

От этой фундаментальной для алхимии теории всеобщей материи происходит еще одна теория алхимиков, согласно которой так как все в мире имеет одно начало, следовательно, нет разделения природы на живую и неживую.

Алхимики полагали, что все вещества неживой природы "живут" также как и живые существа, эта концепция получила название теория гилозоизма. Согласно этой концепции металлы и минералы "размножаются" таким же путем как человек и животные, то есть посредством взаимодействия двух различных полов. Алхимия рассматривает металлы как живые организмы на основании того, что даже сама планета Земля - Мыслящее Существо, наделённое бессмертной душой.

Работая с металлами, алхимики старались выделить первоматерию, разложить все на элементы, а затем из этих элементов создать новые вещества. В частности, металлы "вылечиваются", превращаясь в золото, иными словами - достигая совершенства.

Золото считалось совершенным, потому что этот металл не подвергается коррозии и не растворим в кислотах. Золото - самый "здоровый метал", тогда, как остальные металлы - ещё не достигли "выздоровления", то есть не превратились в золото, не достигли совершенства. "Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. С ее помощью включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются - несовершенные становятся совершенными" [3, c.136].

Теория первоматерии (prima-materia) или первовещества была тесно связана, с пониманием алхимиками идеи Бога, если быть точнее, алхимики исходили из пантеистических представлений о боге, отождествляли бога и истину, которую они и искали в результате своих изысканий с веществом.

Для них путь богопознания и путь выделения первосущьности путем очищения материи химическими способами и стремление к первовещесву есть во многом схожий процесс.

2) Процесс получения философского камня или Великого делания; с идеей единой природы вещества и представлениями о совершенствовании вещества от низших металлов до совершенного золота, тесно связан и основной процесс и ритуал алхимиков - процесс получения "Философского Камня" алхимики, его алхимики называли Великим Деланием или Великим Магистрием.

Целью данной операции было получение первоматерии (prima-materia) некой субстанции присутствующей везде и содержащей в себе все. Первоматерия это истина, Бог некий идеал, открывши который алхимик обретет бессмертие и знание всех тайн вселенной.

Посути дела процесс получения "Философского Камня" был основной целью алхимиков всех времен и заключался в "…приготовлении эликсира, магистерия, философского камня, имеющего способность превращать обыкновенные металлы в золото или в серебро. Различали два эликсира: один - белый, превращавший металлы в серебро; другой - красный, превращавший их в золото. Греческие алхимики знали это различие двух эликсиров; первый белил металлы, второй их желтил" [17, c.29].

"Вначале за философским камнем признавалось только свойство превращения металлов, но позднее герметические философы признали у него массу других свойств, как то: производить бриллианты и другие драгоценные камни, исцелять все болезни, продлевать человеческую жизнь долее обыкновенных границ, давать тому, кто им обладает, знания наук, силу влияния и могущества над небесными духами и т.д." [17, c.29-30].

Весь процесс, в свою очередь, делился на три основных стадии:

Делание в чёрном - нигредо (nigredo), конечный продукт этой стадии - вещество чёрного цвета.

Делание в белом - альбедо (albedo), конечный продукт - вещество белого цвета.

Делание в красном - рубедо (rubedo), в результате которого должно получиться вещество красного цвета - непосредственно сам Философский Камень. Многие считали также, что Философский Камень может даровать бессмертие.

3) Теория трех элементов: В тесной связи с представлениями алхимиков о первоматерии находится другая идея представление о существовании в мире трех первовеществ, на которые распадается первоматрия.

Но теория трех элементов не входит в противоречие с идущей еще от греческих философов и широко воспринятой алхимиками теории о четырех первоэлементах.

"Рядом с "Серой", "Меркурием" и "Солью" алхимики признают четыре элемента: "Землю", "Воду", "Воздух" и "Огонь"; эти слова имеют совершенно иное значение, чем обыкновенно. В теории алхимии четыре элемента, как и три начала, представляют не стихии, а состояния материи, качества или свойства. "Вода" есть синоним жидкости, "земля" - это твердое состояние, "воздух" - состояние газообразное. "Огонь" - состояние газа, наиболее тонкое, как бы расширенное теплотой. Четыре элемента, следовательно, представляют состояния, под которыми представляется нам материя" [17, c.37-38].

Первоматерию алхимики сводят к двум идеальным первичным началам;

Философская ртуть - женское, текучее начало, ассоциирующееся с телом, и Философская сера - мужское, постоянное начало, ассоциирующееся с душой человека. Из них формируются все материальные вещи, а также и человек.

"Вначале материю разделяли на "Серу" и "Меркурий" и полагали, что эти два начала, соединяясь в различных пропорциях, образуют все тела. Все составляется из серной и ртутной материй" [17, c.36].

Далее алхимики, не отступая от своих убеждений касаемо серы и ртути, начинают рассуждать о третьем веществе, которое они стали называть "Соль" или "Мышьяк".

"Позднее прибавили третье начало: "соль", или "мышьяк", но не придавая ему такого значения, как "Сере" и "Меркурию".

Что же касается "соли", то этим именем обозначали принцип, соединяющий "Серу" с "Меркурием", подобно жизненному началу, связывающему дух с телом. "Соль" была введена как третье начало, в особенности Василием Валентином и Парацельсом - одним словом, алхимиками-мистиками" [17, c.36].

Далее алхимики ввели такое понятие как "Квинтэссенция" (от лат. quinta essentia - пятая сущность), она была добавлена к традиционной квадрологии четырех первоэлементов как пятый элемент.

"Можно назвать твердые части "землей", жидкие - "водой", самые разреженные - "воздухом", природный жар - "огнем", а качества сокровенные называются небесными и астральными свойствами, или "квинтэссенцией" [17, c.40].

А в триаде Философской Серы, Ртути и Соли эта квинтэссенция стала ассоциироваться с солью, квинтэссенция, таким образом, выступала как некое понятие, обозначающее свойства эфира, небесной сущности, Божественного духа.

Исходя из вышесказанного, картину мира алхимиков можно представить таким образом: в начале мира его творец и первооснова это неизменная и вечная первоматерия или Бог, понимаемый ими в пантеистическом ключе, алхимики считали свою миссию исполнением Божественной воли, постоянно обращаясь к Богу за поддержкой в своих молитвах.

Далее из этой первоматерии происходят три начала Философская сера - постоянное начало, Философская Ртуть (Меркурий) - начало изменчивое и текучее, Соль (Мышьяк) начало - объединяющее и связующее первые два начала. А далее идут пять качеств материи Земля равное твердости, Огонь обозначавший жар, Вода, связывающаяся с текучестью и влажностью и Воздух обозначавший летучесть и газообразность, а также Квинтэссенция, обозначающая эфирное состояние вещества.

4) Алкагест: Также алхимики, стараясь разобраться в природе вещества, искали и универсальный растворитель вещество, которое поглощало бы и растворяло в себе все другие вещества это вещество алхимики и обозначили как алкагест. Эта жидкость должна была разлагать на составные части все погруженные в нее тела. Алхимики думали ее найти в различных щелочах и кислотах - в едком калии, в царской водке, в сернокислом натрии. Естественно эта гипотеза была ошибочна, но как бы ошибочна ни была гипотеза, она помогает открытию истины; отыскивая алкагест, алхимики открыли много простых химических веществ.

5) Понимание металлов в алхимии: алхимики наиболее тщательно и аккуратно относились именно к изучению и описанию металлов.

Итак, первый и самый совершенный метал для алхимиков - это золото "Золото есть тело совершенное, составленное из чистой, блестящей, постоянной, окрашенной в красный цвет ртути и из чистого, постоянного, окрашенного в красный цвет сульфура" [18, c.91]. Все алхимики сходятся на одной мысли, что золото совершенно.

Далее в списке совершенства металлов у алхимиков стоит серебро, его природа такова серебро это тело чистое, почти совершенное, "составленное из чистой, блестящей, белой, почти отвердевшей ртути. Его сульфур имеет такие же качества. Серебру недостает только немного более веса, постоянства и цвета" [18, c.91].

После серебра следующим еще более несовершенным металлом у алхимиков было олово по представлениям алхимиков олово, составленное из чистой и летучей, белой снаружи и красной внутри ртути оно еще более неготовое "недоварено" чем серебро но, как и у всех металлов у него есть потенциал стать совершенным - превратиться в золото.

Далее в списке алхимического несовершенства металлов и отдаления от золота стоит свинец: "Это тело несовершенное и нечистое, составленное из нечистой, неустойчивой, землистой, распыляющейся, слегка белой снаружи и красной внутри ртути. Такова же и его сера, притом из самых горючих сортов. Свинцу недостает чистоты, прочности, цвета. Он недостаточно проварен" [18, c.91].

Несмотря что свинец стоит дальше серебра и олова в списке готовности стать золотом, но многие алхимики считали именно его пригодным для трансмутации в золото.

Медь - металл нечистый и несовершенный, он составлен из нечистой, красной - горючей ртути и серы. По мнению алхимиков меди, недостает прочности, чистоты и веса. В ней слишком много нечистых негорючих частиц и нечистого цвета.

Последний и самый недоразвитый по алхимистическому мировоззрению металл это железо, его природа такова; "Железо есть тело нечистое, несовершенное, составленное из ртути нечистой, слишком прочной, содержащей землистые частицы, белой и красной, но без блеска. Ему недостает плавкости, чистоты, веса. Оно содержит слишком много нечистой серы и землистых горючих частичек" [18, c.92].

Таким образом, можно предвести некий итог пониманию алхимиками металлов, во первых в мировоззрении алхимиков была четкая иерархия металлов от железа к золоту, далее алхимикам было известно всего семь металлов это шесть перечисленных выше металлов и ртуть которая наряду с серой считалась матерью металлов, и алхимики оценивали качество металла по чистоте или нечистоте ртути и серы в нем.

Делись добром ;)