Молитвы верных
Немедленно после этого диакон начинал ектению верных. «Елицы вернии, миром Господу помолимся». В Византийском чине сейчас имеется две ектении и две молитвы верных, поскольку считалось, что каждая молитва должна иметь собственную ектению. В первой лекции, впрочем, мы уже видели, что две молитвы, одна из которых читалась в время ектении, а другая — после неё, были частью подлинной Константинопольской традиции. Ектения, о которой мы говорим сейчас (oratio fidelium = молитва верных), была ничем иным, как великой ектеньёй, которая сейчас находится в начале Литургии. Она называется «молитва верных» не потому, что они молятся в ней о своих нуждах, но потому, что это сообщество верных, то есть Церковь, молится о вселенских нуждах. По этой причине эта молитва-ектения именуется также «кафолической», т. е. универсальной; другое наименование этой ектении “irenic” («мирная»), потому что в первом прошении мы просим о даровании мира.
Интересно отметить, что в первой молитве верных священник говорит: «Благодарим Тя, Господи Боже Сил, сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих». И во второй молитве «Паки, и многажды Тебе припадаем» Это означало, что в начале ектении все собравшиеся совершали земной поклон и оставались коленопреклонёнными до окончания ектений. Коленопреклонение во время ектений появляется в Апостольских Постановлениях и в писаниях свт. Иоанна Златоуста. Возможно ли, чтобы эти молитвы использовались в воскресной Литургии, когда коленопреклонение было запрещено? Мы должны вспомнить, что эти молитвы принадлежат к Литургии свт. Иоанна Златоуста, и знаем, что эта Литургия не совершалась во воскресеньям. Воскресной Литургией была Литургия свт. Василия Великого, которая и поныне остаётся таковой по воскресеньям Великого Поста.
- Развитие византийской Литургии Часть 1. От начала до Трисвятого
- Вход в IV веке и в наши дни
- Трисвятое, гимн во время процессий
- Включение Трисвятого в состав Литургии
- Различные тропари
- Три антифона
- Молитвы
- Великая ектения
- Пастырское суждение
- Часть II. От чтения Писаний до Анафоры
- Количество чтений
- Цикл чтений
- Псалмы между чтениями
- Молитва перед Евангелием
- Ектении усердного моления
- Происхождение сугубой ектении
- Череда отпустов
- Молитвы верных
- Евхаристическая Жертва Приношение Даров
- Диалог между сослужащими
- Молитва приношения
- Ектения
- Прежнее вхождение в алтарь
- Целование мира
- Две интерпретации мира
- Приглашение к Символу веры
- Заключение
- Часть III: Анафора — Епиклезис
- Анафора Ипполита
- Анафора Златоуста
- Заповедь
- Анамнезис
- Эпиклезис
- Пресуществление10 на Тайной Вечери
- Пресуществление на Литургии
- Воспоминание живых и усопших
- Структура поминовений
- Часть IV: Плоды Святого Причащения
- Причастие Духа Святаго
- Смысл слова «общение»
- Ектения перед «Отче наш»
- Отче наш