Анафора Ипполита
Чтобы показать на примере основную структуру древней Анафоры, я хочу воспользоваться анафорой из Литургии Ипполита, датируемой третьим столетием. После обычного вступительного диалога епископ цитирует вслух всю анафору, как единую молитву, без разбивки. Мы приведём её в соответствии с указанным выше разделением:
«Хвалу Тебе воздаём, Боже, через Твоего возлюбленного Сына Иисуса Христа, Которого Ты послал нам в последние времена, как Спасителя и Искупителя и Ангела Твоего Совета.
Он — Твоё Слово, неотделимое от Тебя, которым Ты всё сотворил и в котором Твоё благоволение.
Его Ты послал с Небес в утробу Девы, и Он был зачат внутри Неё и стал плотию, показав через рождение от Духа Святого и Девы, что Он Твой Сын.
Он исполнил Твою волю, и приготовил для Тебя народ святой, Он руки распростёр в страдании, чтобы верующих в Него избавить от страданий.
Он, когда был предаваем на добровольные страдания, чтобы упразднить смерть, и разорвать узы диавола, и сокрушить ад, и просветить праведников, и восстановить порядок Своим Воскресением, взяв хлеб, и воздавая Тебе благодарение, сказал:
„Приимите, ядите, это Тело Моё, которое за вас преломляется во оставление грехов.“
Подобным образом и чашу, говоря:
„Это Кровь моя, за вас проливаемая.
Когда творите это, творите в Моё воспоминание.“
(Анамнезис)
Воспоминая, таким образом, его смерть и Воскресение, мы предлагаем Тебе эти Хлеб и Чашу, благодаря Тебя, ибо Ты позволил нам стоять перед Тобой и священнодействовать Тебе,
(Эпиклезис)
И мы молим Тебя, чтобы Ты послал Духа Своего Святого на приношение Твоей Святой Церкви, и даровал всем причастникам быть едиными, чтобы они могли исполниться Духом Святым для утверждения их веры во истине, что мы можем хватить и прославлять Тебя, через Твоего возлюбленного Сына, Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, со Святым Духом, во Святой Твоей Церкви, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.»
Мы видим, что Санктуса ещё не существует, и что Анамнезис-Эпиклезис построены, как единый элемент.
- Развитие византийской Литургии Часть 1. От начала до Трисвятого
- Вход в IV веке и в наши дни
- Трисвятое, гимн во время процессий
- Включение Трисвятого в состав Литургии
- Различные тропари
- Три антифона
- Молитвы
- Великая ектения
- Пастырское суждение
- Часть II. От чтения Писаний до Анафоры
- Количество чтений
- Цикл чтений
- Псалмы между чтениями
- Молитва перед Евангелием
- Ектении усердного моления
- Происхождение сугубой ектении
- Череда отпустов
- Молитвы верных
- Евхаристическая Жертва Приношение Даров
- Диалог между сослужащими
- Молитва приношения
- Ектения
- Прежнее вхождение в алтарь
- Целование мира
- Две интерпретации мира
- Приглашение к Символу веры
- Заключение
- Часть III: Анафора — Епиклезис
- Анафора Ипполита
- Анафора Златоуста
- Заповедь
- Анамнезис
- Эпиклезис
- Пресуществление10 на Тайной Вечери
- Пресуществление на Литургии
- Воспоминание живых и усопших
- Структура поминовений
- Часть IV: Плоды Святого Причащения
- Причастие Духа Святаго
- Смысл слова «общение»
- Ектения перед «Отче наш»
- Отче наш