Часть II. От чтения Писаний до Анафоры
Литургию Слова обычно представляют назидательной частью Литургии. Не отрицая её явно назидательного характера, мы, однако, можем спросить, почему это назидание совершается перед Евхаристической Жертвой, и, более того, почему Церковь никогда не позволяет совершать Жертву без того, чтобы перед этим не читалось Священное Писание?
Нам, поэтому, представляется, что понимание Литургии Слова как назидательной службы не вполне адекватно. Наставлять можно и на любой другой службе. Должна быть какая-то особая связь между Словом и Жертвой, делающая их неразрывными. Мы видим основание этой связи в Евангелии от Иоанна (15, 3): «Вы уже очищены словом, которое Я сказал вам». Слово Божие очищает тех, кто его слушает, а мы никогда так не нуждаемся в очищении, как перед принятием Тела и Крови Христовых.
Литургия Слова, помимо своей назидательной функции, является в первую очередь очищением, обращением к Богу, открытие сердца к большему послушанию Духу. В различных евхаристических Литургиях это часто выражается в молитвах или воззваниях, произносимых до или после чтений. В Латинской Мессе, например, по окончании чтения Евангелия священник целует книгу со словами: «Евангельскими речениями да изгладятся наши согрешения». И в молитве перед Евангелием, читаемой в наше время в Византийской Литургии, священник молит Бога, чтобы через Евангельское чтение «плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще».
- Развитие византийской Литургии Часть 1. От начала до Трисвятого
- Вход в IV веке и в наши дни
- Трисвятое, гимн во время процессий
- Включение Трисвятого в состав Литургии
- Различные тропари
- Три антифона
- Молитвы
- Великая ектения
- Пастырское суждение
- Часть II. От чтения Писаний до Анафоры
- Количество чтений
- Цикл чтений
- Псалмы между чтениями
- Молитва перед Евангелием
- Ектении усердного моления
- Происхождение сугубой ектении
- Череда отпустов
- Молитвы верных
- Евхаристическая Жертва Приношение Даров
- Диалог между сослужащими
- Молитва приношения
- Ектения
- Прежнее вхождение в алтарь
- Целование мира
- Две интерпретации мира
- Приглашение к Символу веры
- Заключение
- Часть III: Анафора — Епиклезис
- Анафора Ипполита
- Анафора Златоуста
- Заповедь
- Анамнезис
- Эпиклезис
- Пресуществление10 на Тайной Вечери
- Пресуществление на Литургии
- Воспоминание живых и усопших
- Структура поминовений
- Часть IV: Плоды Святого Причащения
- Причастие Духа Святаго
- Смысл слова «общение»
- Ектения перед «Отче наш»
- Отче наш