Молитва перед Евангелием
Количество и место молитв, связанных с чтениями, в разных чинах различно. В римском обряде, к примеру, нет молитвы перед чтениями, так как Munda cor meum4, читаемая перед Евангелием, это лишь молитва очищения для диакона, который и должен её читать, а не молитва, которую должно слышать всё собрание.
В современной византийской Литургии молитва перед Евангелием читается от имени всего собрания:
«Воссияй5 в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще».
В этой красивой молитве мы просим Господа даровать нам плоды Евангелия, а именно, чтобы жить по Духу. Мы всего ожидаем от Бога, ничего от себя: это Он просвещает сердца наши Своим светом, и открывает очи ума нашего, чтобы видеть этот свет, и понимать Его евангельскую весть. От него мы научаемся почитанию Его заповедей, а плод этого почитания — жизнь, удовлетворяющая Его во всём.
Эта молитва, однако, не принадлежит Константинопольской традиции. По сути, византийская Литургия, как и римская, не имеет молитвы перед Евангелием. Эта молитва принадлежит к Литургии св. апостола Иакова, использовавшейся в Иерусалиме, и не появляется в Византийской Литургии до XII века.
- Развитие византийской Литургии Часть 1. От начала до Трисвятого
- Вход в IV веке и в наши дни
- Трисвятое, гимн во время процессий
- Включение Трисвятого в состав Литургии
- Различные тропари
- Три антифона
- Молитвы
- Великая ектения
- Пастырское суждение
- Часть II. От чтения Писаний до Анафоры
- Количество чтений
- Цикл чтений
- Псалмы между чтениями
- Молитва перед Евангелием
- Ектении усердного моления
- Происхождение сугубой ектении
- Череда отпустов
- Молитвы верных
- Евхаристическая Жертва Приношение Даров
- Диалог между сослужащими
- Молитва приношения
- Ектения
- Прежнее вхождение в алтарь
- Целование мира
- Две интерпретации мира
- Приглашение к Символу веры
- Заключение
- Часть III: Анафора — Епиклезис
- Анафора Ипполита
- Анафора Златоуста
- Заповедь
- Анамнезис
- Эпиклезис
- Пресуществление10 на Тайной Вечери
- Пресуществление на Литургии
- Воспоминание живых и усопших
- Структура поминовений
- Часть IV: Плоды Святого Причащения
- Причастие Духа Святаго
- Смысл слова «общение»
- Ектения перед «Отче наш»
- Отче наш