2) Религия как объект изучения. Научный, философский, религиозный подходы к изучению религии.
В рамках религии такие попытки приводят к появлению (в наиболее развитых религиях) богословия, или теологии (от греч. teos -- бог и logos -- учение, буквально теология -- учение о боге) В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы «изнутри», с позиций человека, принимающего «истины веры» и из них исходящего: религия -- это «встреча» человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его «откровения», не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с богом». Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.
Подход к объяснению феномена религии «извне», не предполагающий заранее принятие ее истинности, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться философия. Философский подход -- в отличие от теологического -- в том, чтобы, не предполагая заранее существование «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания.
Так возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности.
Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии -- научный; религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, присущих научному мышлению. К концу XIX в. религиоведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания как историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом -- религией как составной частью культуры в самом широком ее понимании.
Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, «священное», бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей. Ответы на эти и другие вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.
Одна из первых трудностей на пути к такому объяснению заключается в том, что в реальной действительности не существует «религия», а существуют многие «религии», в чем-то сходные, а в чем-то отличающиеся одна от другой, и подчас достаточно существенно. Так, нельзя определить религию просто как веру в бога уже потому, что одним религиям присуще единобожие (монотеизм), а другим -- многобожие (политеизм).
Один из подходов к решению этого вопроса заключается в признании того, что на самом деле, реально религия существует только в многообразии религий. Скажем, для примера, если вас попросят нарисовать позвоночное, то вы можете нарисовать кошку, корову, кита или человека, но вам вряд ли удастся нарисовать «позвоночное вообще». Так и понятие «религия» есть абстракция, выделяющая признаки, которые являются общими для различающихся во многих других отношениях религий. Чтобы составить такое понятие, нужно изучить по возможности большое количество религий -- и тех, которые существовали в прошлом и о которых сохранилась только память, как о мертвых языках, на которых сегодня уже никто не говорит, и тех, которые существуют и исповедуются сегодня людьми, населяющими Землю. Изучив их со всеми присущими им особенностями и затем сравнив их между собой, можно выделить то, что входит в понятие религии.
Однако есть и другой, прямо противоположный, подход, согласно которому все религии, сколь бы разными они ни представлялись, на самом деле существуют как вариации одной религии, религии, как бы воплощающей в себе это понятие, представляющей собой некий эталон. Если с позиций первого подхода все религии равноправны в том отношении, что ни одна не может рассматриваться в качестве образца, с которым следует сверять другие, т. е. речь может идти лишь о том, относится ли тот или иной конкретный феномен к области религии, подпадает под ее определение или нет, то с точки зрения сторонников второго подхода религии можно и следует сравнивать между собой так, что становится возможным и даже необходимым различение «истинной» религии и религии «ложной». Этот пример показывает, что в религиоведении существуют, как и в других науках, разные направления, школы, отличающиеся подходами, методологией изучения религии и своими взглядами на нее.
- 2) Религия как объект изучения. Научный, философский, религиозный подходы к изучению религии.
- 3) Социология и психология религии.
- 4) Проблема сущности религии.
- 5) Религиозная вера и религиозный культ.
- 6) Место религии в культуре.
- 7) Место религии в структуре духовного мира человека.
- 8) Представления о духе и душе в философии и религии.
- 9)Религиозные нормы и ценности.
- 10) Проблема происхождения религии
- 11)Ранние формы религиозных представлений.
- 12)Религии ранних цивилизаций: Месопотамия, Египет.
- 13) Древневосточные религии: Индия, Китай.
- Эпоха Шан-Инь
- Эпоха Чжоу
- Боги ведизма
- Брахманизм Касты в брахманизме
- Джайнизм
- Обеты джайнов
- Индуизм
- Боги в индуизме
- Шиваизм
- 14)Религии Древней Греции и древнего Рима.
- 15)Иудаизм как предшественник христианства.
- 16)Возникновение буддизма, учение Сиддхартхи Гаутамы.
- 17)Основные принципы буддизма.
- 18)Предпосылки возникновения христианства.
- 19) Христианское вероучение и религиозный культ.
- 20)Разделения христианства и христианской церкви: западная и восточная ветви, протестантизм.
- 1. Разделение христианства на православное и католическое.
- 5. Протестантизм.
- 21)История и источники возникновения ислама.
- 22)Особенности вероучения и культ в исламе. Шариат.
- 23)Православие как восточная ветвь христианства. История развития православия.
- Основы вероучения православия
- 24)Православное вероучение.
- 25)Русская Православная Церковь и её место в истории российского государства.
- 26)Религия и церковь в современном мире.
- 27)Модернизационные процессы в религии.
- 28)Тоталитарные секты в России: причины возникновения.
- 29)Атеизм и свободомыслие.
- 2.Зарождение и развитие атеизма
- 30)Основные принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире.