Брахманизм Касты в брахманизме
На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста - брахманы(жрецы, знатоки священных текстов), из плеч - кшатрии (воины и правители), из бедер - вайшьи(земледельцы, торговцы), из ступней - шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными».Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни(варна-ашрама-дхарма). В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане - индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия - сансаре, о перерождениях - инкарнацияхиндивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме - законе, определяющем следующее рождение, о мокше - идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.
Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал мировой религией, а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.
- 2) Религия как объект изучения. Научный, философский, религиозный подходы к изучению религии.
- 3) Социология и психология религии.
- 4) Проблема сущности религии.
- 5) Религиозная вера и религиозный культ.
- 6) Место религии в культуре.
- 7) Место религии в структуре духовного мира человека.
- 8) Представления о духе и душе в философии и религии.
- 9)Религиозные нормы и ценности.
- 10) Проблема происхождения религии
- 11)Ранние формы религиозных представлений.
- 12)Религии ранних цивилизаций: Месопотамия, Египет.
- 13) Древневосточные религии: Индия, Китай.
- Эпоха Шан-Инь
- Эпоха Чжоу
- Боги ведизма
- Брахманизм Касты в брахманизме
- Джайнизм
- Обеты джайнов
- Индуизм
- Боги в индуизме
- Шиваизм
- 14)Религии Древней Греции и древнего Рима.
- 15)Иудаизм как предшественник христианства.
- 16)Возникновение буддизма, учение Сиддхартхи Гаутамы.
- 17)Основные принципы буддизма.
- 18)Предпосылки возникновения христианства.
- 19) Христианское вероучение и религиозный культ.
- 20)Разделения христианства и христианской церкви: западная и восточная ветви, протестантизм.
- 1. Разделение христианства на православное и католическое.
- 5. Протестантизм.
- 21)История и источники возникновения ислама.
- 22)Особенности вероучения и культ в исламе. Шариат.
- 23)Православие как восточная ветвь христианства. История развития православия.
- Основы вероучения православия
- 24)Православное вероучение.
- 25)Русская Православная Церковь и её место в истории российского государства.
- 26)Религия и церковь в современном мире.
- 27)Модернизационные процессы в религии.
- 28)Тоталитарные секты в России: причины возникновения.
- 29)Атеизм и свободомыслие.
- 2.Зарождение и развитие атеизма
- 30)Основные принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире.