logo
Ответы на зачет

3) Социология и психология религии.

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиоведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане - определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации. Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными организациями - влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы - нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. - система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия».

Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням - конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, - то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.

Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее - отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.). Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из социальных подсистем выразилась в том факте, что на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выявить многие общесоциологические параметры, определить подходы и разработать важнейшие методы, обосновать смену парадигм социального познания. Из истории социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Б. Малиновский, выступили в своих работах одновременно и как основоположники социологии в целом, и как родоначальники и классики социологии религии. Место, которое принадлежит социологии религии в «пространстве» социологического знания таково, что и сегодня теоретические разработки классиков в области социологии религии относятся к тому обязательному для социологического образования стандарту, который необходим любому социологу вне зависимости от его специализации. Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе - все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию. Однако к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины. Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными дисциплинами, также феноменологию религии и теологию. Таким образом, место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии.

Разно­образные аспекты взаимоотношения таких обла­стей человеческого

существования как психологичес­кая реальность и сфера духовного мира

личности. Последняя находит свое выражение в таких катего­риях как

религиозность, религия, духовность, вера.

Так, в «Энциклопедическом словаре ре­лигии» приводится три значения термина

«религиоз­ность»: 1) преувеличенная, несоответствующая вовлеченность человека

в религиозную проблемати­ку; 2) возможность для человека вступать во

взаимо­отношения с Богом; и 3) человеческое стремление действовать за

пределами чисто телесных интересов, участвовать в культуре и обществе духовно

настроен­ных людей.

В работе болгарского исследователя В. Милева «Пси­хология и психопатология

религии» религиозность определяется как важнейшая психологическая кате­гория,

составленная из множества компонентов, ос­новными из которых являются

эмоциональные и ин­теллектуальные. Понятие «религиозная вера» определяется G.

Allport как «утверждение или уверен­ность, которую мы испытываем в отношении

реаль­ности объекта чувства». B.Wahlstrom, используя фи­лософский анализ

понятий, приходит к следующему определению: «Вера — это то, что постулировано

в религии, к чему приходит человек, доверяясь авто­ритету».

В фундаментальной «Католической Энциклопедии» также выделены три значения

понятия веры; Вера как убежденность — в сфере интеллекта; вера как

уверенность — в сфере чувств; вера как надежда — в волевой сфере.

Пытаясь определить понятие «религии» применительно к пастырско-

психологическому консультиро­ванию, R.Erikson, в статье «Отношение

психологи­ческой сверхзависимости к духовной свободе» находит уместным

процитировать утверждение про­тестантского теолога Фридриха Шлейермахера о

том, что: «суть религии есть человеческое переживание бесконечности или Бога.

Подобное переживание на­ходит свое выражение в благоговении, почтительном

удивлении и глубоком ощущении «абсолютной за­висимости», которая является

сутью религиозного опыта».

В книге «Исследование духовности» указыва­ется, что «духовность — слово без

ясного содержания. Им можно обозначить все, что отличается от мате­рии и не

подвластно эмпирическому исследованию». В одной из глав «Словаря пастырского

окормления и консультирования», протоиерей T.Hopko утвержда­ет, что термин

«духовность» практически неизвес­тен в традиции Православия. В других главах

указывается в качестве эссенциальных элементов ду­ховности —

способность к ясному осознанию реаль­ности и возможность праведного образа

жизни. В ка­честве католической парадигмы духовности там же приводится

классическая парадигма: очищение — просветление — объединение с Высшим. Однако

мо­жет быть наиболее точное определение духовности дано не психологом и не

богословом, а журналистом J.MadauIe на страницах парижской газеты «Le Mond» от

28 октября 1980 года: «Духовность — это жизнь. Все человеческое существование

пронизано духов­ным смыслом. Исключить духовность из человечес­кой реальности —

значит лишить реальность ее пол­ного содержания».