3) Социология и психология религии.
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиоведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане - определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации. Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными организациями - влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы - нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. - система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия».
Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням - конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, - то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.
Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее - отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.). Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из социальных подсистем выразилась в том факте, что на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выявить многие общесоциологические параметры, определить подходы и разработать важнейшие методы, обосновать смену парадигм социального познания. Из истории социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Б. Малиновский, выступили в своих работах одновременно и как основоположники социологии в целом, и как родоначальники и классики социологии религии. Место, которое принадлежит социологии религии в «пространстве» социологического знания таково, что и сегодня теоретические разработки классиков в области социологии религии относятся к тому обязательному для социологического образования стандарту, который необходим любому социологу вне зависимости от его специализации. Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе - все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию. Однако к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплины. Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными дисциплинами, также феноменологию религии и теологию. Таким образом, место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии.
Разнообразные аспекты взаимоотношения таких областей человеческого
существования как психологическая реальность и сфера духовного мира
личности. Последняя находит свое выражение в таких категориях как
религиозность, религия, духовность, вера.
Так, в «Энциклопедическом словаре религии» приводится три значения термина
«религиозность»: 1) преувеличенная, несоответствующая вовлеченность человека
в религиозную проблематику; 2) возможность для человека вступать во
взаимоотношения с Богом; и 3) человеческое стремление действовать за
пределами чисто телесных интересов, участвовать в культуре и обществе духовно
настроенных людей.
В работе болгарского исследователя В. Милева «Психология и психопатология
религии» религиозность определяется как важнейшая психологическая категория,
составленная из множества компонентов, основными из которых являются
эмоциональные и интеллектуальные. Понятие «религиозная вера» определяется G.
Allport как «утверждение или уверенность, которую мы испытываем в отношении
реальности объекта чувства». B.Wahlstrom, используя философский анализ
понятий, приходит к следующему определению: «Вера — это то, что постулировано
в религии, к чему приходит человек, доверяясь авторитету».
В фундаментальной «Католической Энциклопедии» также выделены три значения
понятия веры; Вера как убежденность — в сфере интеллекта; вера как
уверенность — в сфере чувств; вера как надежда — в волевой сфере.
Пытаясь определить понятие «религии» применительно к пастырско-
психологическому консультированию, R.Erikson, в статье «Отношение
психологической сверхзависимости к духовной свободе» находит уместным
процитировать утверждение протестантского теолога Фридриха Шлейермахера о
том, что: «суть религии есть человеческое переживание бесконечности или Бога.
Подобное переживание находит свое выражение в благоговении, почтительном
удивлении и глубоком ощущении «абсолютной зависимости», которая является
сутью религиозного опыта».
В книге «Исследование духовности» указывается, что «духовность — слово без
ясного содержания. Им можно обозначить все, что отличается от материи и не
подвластно эмпирическому исследованию». В одной из глав «Словаря пастырского
окормления и консультирования», протоиерей T.Hopko утверждает, что термин
«духовность» практически неизвестен в традиции Православия. В других главах
указывается в качестве эссенциальных элементов духовности —
способность к ясному осознанию реальности и возможность праведного образа
жизни. В качестве католической парадигмы духовности там же приводится
классическая парадигма: очищение — просветление — объединение с Высшим. Однако
может быть наиболее точное определение духовности дано не психологом и не
богословом, а журналистом J.MadauIe на страницах парижской газеты «Le Mond» от
28 октября 1980 года: «Духовность — это жизнь. Все человеческое существование
пронизано духовным смыслом. Исключить духовность из человеческой реальности —
значит лишить реальность ее полного содержания».
- 2) Религия как объект изучения. Научный, философский, религиозный подходы к изучению религии.
- 3) Социология и психология религии.
- 4) Проблема сущности религии.
- 5) Религиозная вера и религиозный культ.
- 6) Место религии в культуре.
- 7) Место религии в структуре духовного мира человека.
- 8) Представления о духе и душе в философии и религии.
- 9)Религиозные нормы и ценности.
- 10) Проблема происхождения религии
- 11)Ранние формы религиозных представлений.
- 12)Религии ранних цивилизаций: Месопотамия, Египет.
- 13) Древневосточные религии: Индия, Китай.
- Эпоха Шан-Инь
- Эпоха Чжоу
- Боги ведизма
- Брахманизм Касты в брахманизме
- Джайнизм
- Обеты джайнов
- Индуизм
- Боги в индуизме
- Шиваизм
- 14)Религии Древней Греции и древнего Рима.
- 15)Иудаизм как предшественник христианства.
- 16)Возникновение буддизма, учение Сиддхартхи Гаутамы.
- 17)Основные принципы буддизма.
- 18)Предпосылки возникновения христианства.
- 19) Христианское вероучение и религиозный культ.
- 20)Разделения христианства и христианской церкви: западная и восточная ветви, протестантизм.
- 1. Разделение христианства на православное и католическое.
- 5. Протестантизм.
- 21)История и источники возникновения ислама.
- 22)Особенности вероучения и культ в исламе. Шариат.
- 23)Православие как восточная ветвь христианства. История развития православия.
- Основы вероучения православия
- 24)Православное вероучение.
- 25)Русская Православная Церковь и её место в истории российского государства.
- 26)Религия и церковь в современном мире.
- 27)Модернизационные процессы в религии.
- 28)Тоталитарные секты в России: причины возникновения.
- 29)Атеизм и свободомыслие.
- 2.Зарождение и развитие атеизма
- 30)Основные принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире.