§ 5. Сущность религии
О внутренней стороне религии говорить много труднее, чем о внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые языком слов и понятий не могут быть выражены. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: «Было очень весело», или: «У меня тяжело на душе». Но что стоит за этими словами, другому человеку никогда точно не узнать – внутренний мир глубоко индивидуален и по существу непередаваем. Также и в религии. Для действительно, а не номинально, верующего она открывает особый духовный мир, Бога и такое бесконечно богатое многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать невозможно. Крупный русский мыслитель, а позднее богослов, С.Н. Булгаков († 1944) в таких словах выразил эту мысль: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». Однако «религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... но тем, что... ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью... Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай... – вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование»41.
О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцелений и познания того, как пишет великий святой – прп. Исаак Сирин, что выше человека (духовный мир), равно ему (души других людей) и ниже его (природный мир), о множестве других необычайных дарований можно приводить практически бесконечное число свидетельств. Апостол Павел сказал об этом словами древнего пророка Исаии: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
Но все подобные свидетельства останутся бессильными, если сам человек не прикоснется к миру таинственной Божественной жизни. Не имея живой связи с Богом, не изучив аскетического опыта святых отцов, он не сможет понять религии и неизбежно создаст себе глубоко искаженный ее образ. В какие наиболее распространенные ошибки впадает при этом человек можно хорошо видеть на примере религиозных воззрений трех немецких мыслителей: Канта, Гегеля, Шлейермахера.
- Путь разума в поисках истины Предисловие
- Глава I Понятие об Апологетике
- § 1. Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- § 3. Русская апологетика
- Глава II Религия § 1. Человек, мир, религия
- § 2. Что такое религия
- § 3. О чем говорит слово «религия»
- § 4. Основные истины религии
- § 5. Сущность религии
- § 6. Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- 2. Взгляд Гегеля
- 3. Взгляд Шлейермахера
- § 7. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Анимистическая гипотеза
- 3. Гипотеза Фейербаха
- 4. Социальная гипотеза
- 5. Положительный взгляд на происхождение религии
- § 8. Первая религия
- § 9. Многообразие религий
- § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Глава III о бытии Бога
- § 1. Доказательство
- 1. Понятие о доказательстве
- 2. Доказательство и истинность
- 3. Об относительности эмпирических доказательств
- 4. Выводы
- § 2. Бога нет, потому что…
- 1. Наука доказала, что Бога нет
- 2. Его никто не видел
- 3. Библия содержит в себе много противоречий
- 4. В мире много страданий
- § 3. Бог есть
- 1. Космологический аргумент
- 2. Телеологический аргумент
- 3. Онтологический аргумент
- 4. Психологический аргумент
- 5. Исторический аргумент
- 6. Нравственный аргумент
- 7. Религиозно-опытный аргумент
- Глава IV Религия и человеческая деятельность
- § 1. Наука
- 1. Наука или религия?
- 2. Понятие науки
- 3. Постулаты науки
- 4. Методы науки
- 5. О достоверности научного знания
- 6. О критериях в науке
- 7. Наука и мировоззрение
- 8. Наука и религия
- 9. Религия и наука
- 10. Вера и знание в религии и науке
- 11. Некоторые выводы
- § 2. Путь разума в поисках истины
- 1. Философия
- 2. Наука
- 3. Наука или мистика?
- 4. Христианство
- § 3. Основа социального служения Церкви
- § 4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода
- Глава V Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- § 4. Экзорцизм
- § 5. Оценка естественного богопознания316
- Глава VI Язычество
- § 1. Натурализм
- § 2. Идолопоклонство
- § 3. Мистицизм
- § 4. Магизм
- § 5. Истоки и сущность язычества
- § 6. Оценка язычества
- Глава VII Ветхозаветная религия § 1. Учение
- § 2. Ветхозаветная религия и христианство
- Глава VIII Духовная жизнь368
- § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
- 1. Правильная мысль
- 2. Что значит вера во Христа
- 3. Познай самого себя
- 4. Добрые дела
- 5. Опасно преждевременное бесстрастие
- 6. Правильная молитва
- 7. Прелесть374
- 8. Наставник
- 9. Католицизм
- 10. Истина одна
- § 2. О молитве истинной и ложной
- § 3. О святости в Православии
- 1. Бог и человек
- 2. Ступени жизни
- 3. Писание и Церковь
- 4. Святость
- 5. Законы жизни
- 6. Любовь и заблуждение
- 8. Плоды Духа
- Глава IX Происхождение мира
- § 1. Два взгляда на мир
- § 2. Христианское понимание мира
- § 3. Христианская экология
- § 4. Гипотеза антимира
- § 5. Творение или (и) эволюция
- Глава X Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли хх века § 1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты
- § 2. Антихрист
- § 4. Антиномия геенны
- Глава I Понятие об Апологетике 2
- § 1. Разделы апологетики 3
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики 7
- § 2. Путь разума в поисках истины 81