6. О критериях в науке
Поскольку здание наук возводится не только на основании наблюдений, экспериментов, измерений, но и на гипотезах и теориях, встает серьезный вопрос о критериях их истинности. Факты сами по себе еще мало говорят исследователю, пока он не найдет общей для них закономерности, пока не «свяжет» их одной общей теорией. В конце концов, любое понимание какой-то группы явлений мира и тем более миропонимание в целом есть не что иное, как теория, которой придерживаются большая или меньшая часть ученых. Но возможно ли доказать истинность теории? Оказывается, безусловного критерия, с помощью которого можно было бы окончательно определить, соответствует ли данная теория (картина) объективной реальности, не существует.
Главным и самым надежным всегда считается критерий практики. Но даже и он часто оказывается совершенно недостаточным.
Известный философ и физик Ф. Франк († 1966) по этому поводу остроумно замечает: «Наука похожа на детективный рассказ. Все факты подтверждают определенную гипотезу, но правильной оказывается, в конце концов, совершенно другая гипотеза»155.
Особенно трудно бывает решить данный вопрос, когда сразу несколько теорий одинаково хорошо объясняют данное явление. «Естественно, – пишет один отечественный автор, – что эмпирический критерий здесь не срабатывает, поскольку надо выбирать одну из числа нескольких гипотез, эквивалентных в плане совпадения с эмпирией, иначе выбор не представлял бы труда. Так возникает необходимость во вторичных критериях»156.
Этих вторичных, или дополнительных критериев много, и все они еще более условны, чем эмпирический критерий.
Назовем в качестве иллюстрации некоторые.
1. Критерий экономии и простоты (И. Ньютон, Э. Мах). Теория та истинна, которая проста для работы, для понимания, экономит время.
2. Критерий красоты (А. Пуанкаре, П.А. Дирак). Красота математического аппарата, лежащего в основе физической теории, – свидетель ее правильности.
3. Критерий здравого смысла.
4. Критерий «безумия», т.е. несоответствия здравому смыслу. Академик Г. Наан об этом пишет: «...Что такое здравый смысл? Это воплощение опыта и предрассудков своего времени. Он является ненадежным советчиком там, где мы сталкиваемся с совершенно новой ситуацией. Любое достаточно серьезное научное открытие, начиная с открытия шарообразности Земли, противоречило здравому смыслу своего времени»157.
5. Критерий предсказательности – способность теории предсказывать новые факты и явления. Но этой способностью обладают, как правило, все теории.
И т.д., и т.п.
Все эти критерии очень далеки от того, чтобы могли действительно засвидетельствовать бесспорную истинность той или иной теории. Поэтому Эйнштейн говорил: «Любая теория гипотетична, никогда полностью не завершается, всегда подвержена сомнению и наводит на новые вопросы»158.
* * *
Приведенные высказывания ученых и критерии, которыми пользуется наука, достаточно красноречиво говорят о достоверности научного знания. Оно, оказывается, всегда ограничено, условно и потому никогда не может претендовать на абсолютную истинность. Тем менее оно способно быть таковым в вопросах специфически религиозных, относящихся к области того мира, которым наука не занимается.
- Путь разума в поисках истины Предисловие
- Глава I Понятие об Апологетике
- § 1. Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- § 3. Русская апологетика
- Глава II Религия § 1. Человек, мир, религия
- § 2. Что такое религия
- § 3. О чем говорит слово «религия»
- § 4. Основные истины религии
- § 5. Сущность религии
- § 6. Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- 2. Взгляд Гегеля
- 3. Взгляд Шлейермахера
- § 7. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Анимистическая гипотеза
- 3. Гипотеза Фейербаха
- 4. Социальная гипотеза
- 5. Положительный взгляд на происхождение религии
- § 8. Первая религия
- § 9. Многообразие религий
- § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Глава III о бытии Бога
- § 1. Доказательство
- 1. Понятие о доказательстве
- 2. Доказательство и истинность
- 3. Об относительности эмпирических доказательств
- 4. Выводы
- § 2. Бога нет, потому что…
- 1. Наука доказала, что Бога нет
- 2. Его никто не видел
- 3. Библия содержит в себе много противоречий
- 4. В мире много страданий
- § 3. Бог есть
- 1. Космологический аргумент
- 2. Телеологический аргумент
- 3. Онтологический аргумент
- 4. Психологический аргумент
- 5. Исторический аргумент
- 6. Нравственный аргумент
- 7. Религиозно-опытный аргумент
- Глава IV Религия и человеческая деятельность
- § 1. Наука
- 1. Наука или религия?
- 2. Понятие науки
- 3. Постулаты науки
- 4. Методы науки
- 5. О достоверности научного знания
- 6. О критериях в науке
- 7. Наука и мировоззрение
- 8. Наука и религия
- 9. Религия и наука
- 10. Вера и знание в религии и науке
- 11. Некоторые выводы
- § 2. Путь разума в поисках истины
- 1. Философия
- 2. Наука
- 3. Наука или мистика?
- 4. Христианство
- § 3. Основа социального служения Церкви
- § 4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода
- Глава V Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- § 4. Экзорцизм
- § 5. Оценка естественного богопознания316
- Глава VI Язычество
- § 1. Натурализм
- § 2. Идолопоклонство
- § 3. Мистицизм
- § 4. Магизм
- § 5. Истоки и сущность язычества
- § 6. Оценка язычества
- Глава VII Ветхозаветная религия § 1. Учение
- § 2. Ветхозаветная религия и христианство
- Глава VIII Духовная жизнь368
- § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
- 1. Правильная мысль
- 2. Что значит вера во Христа
- 3. Познай самого себя
- 4. Добрые дела
- 5. Опасно преждевременное бесстрастие
- 6. Правильная молитва
- 7. Прелесть374
- 8. Наставник
- 9. Католицизм
- 10. Истина одна
- § 2. О молитве истинной и ложной
- § 3. О святости в Православии
- 1. Бог и человек
- 2. Ступени жизни
- 3. Писание и Церковь
- 4. Святость
- 5. Законы жизни
- 6. Любовь и заблуждение
- 8. Плоды Духа
- Глава IX Происхождение мира
- § 1. Два взгляда на мир
- § 2. Христианское понимание мира
- § 3. Христианская экология
- § 4. Гипотеза антимира
- § 5. Творение или (и) эволюция
- Глава X Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли хх века § 1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты
- § 2. Антихрист
- § 4. Антиномия геенны
- Глава I Понятие об Апологетике 2
- § 1. Разделы апологетики 3
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики 7
- § 2. Путь разума в поисках истины 81