3. Постулаты науки
В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения – «догматы» – которые не доказываются (и не могут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.
Рассмотрим эти постулаты.
1) Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел († 1970) по этому поводу остроумно замечает: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого»141. Эйнштейн († 1955) в свою очередь прямо заявляет: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания»142. Эти высказывания известных ученых хорошо иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры, догмат (выражаясь богословским языком), но не знание.
2). Второй постулат науки – убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости – является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом однозначно. Так, академик Л.С. Берг († 1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим»143. То же самое утверждал Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества»144. Отец кибернетики Н. Винер († 1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги “Алиса в стране чудес”»145. Известный современный американский физик Ч. Таунс († 1992) пишет: «Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять»146.
Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы «наука и религия» теряет всякий смысл, – это вопрос о достоверности самого научного познания. Но сначала краткое замечание о его методах.
- Путь разума в поисках истины Предисловие
- Глава I Понятие об Апологетике
- § 1. Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- § 3. Русская апологетика
- Глава II Религия § 1. Человек, мир, религия
- § 2. Что такое религия
- § 3. О чем говорит слово «религия»
- § 4. Основные истины религии
- § 5. Сущность религии
- § 6. Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- 2. Взгляд Гегеля
- 3. Взгляд Шлейермахера
- § 7. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Анимистическая гипотеза
- 3. Гипотеза Фейербаха
- 4. Социальная гипотеза
- 5. Положительный взгляд на происхождение религии
- § 8. Первая религия
- § 9. Многообразие религий
- § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Глава III о бытии Бога
- § 1. Доказательство
- 1. Понятие о доказательстве
- 2. Доказательство и истинность
- 3. Об относительности эмпирических доказательств
- 4. Выводы
- § 2. Бога нет, потому что…
- 1. Наука доказала, что Бога нет
- 2. Его никто не видел
- 3. Библия содержит в себе много противоречий
- 4. В мире много страданий
- § 3. Бог есть
- 1. Космологический аргумент
- 2. Телеологический аргумент
- 3. Онтологический аргумент
- 4. Психологический аргумент
- 5. Исторический аргумент
- 6. Нравственный аргумент
- 7. Религиозно-опытный аргумент
- Глава IV Религия и человеческая деятельность
- § 1. Наука
- 1. Наука или религия?
- 2. Понятие науки
- 3. Постулаты науки
- 4. Методы науки
- 5. О достоверности научного знания
- 6. О критериях в науке
- 7. Наука и мировоззрение
- 8. Наука и религия
- 9. Религия и наука
- 10. Вера и знание в религии и науке
- 11. Некоторые выводы
- § 2. Путь разума в поисках истины
- 1. Философия
- 2. Наука
- 3. Наука или мистика?
- 4. Христианство
- § 3. Основа социального служения Церкви
- § 4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода
- Глава V Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- § 4. Экзорцизм
- § 5. Оценка естественного богопознания316
- Глава VI Язычество
- § 1. Натурализм
- § 2. Идолопоклонство
- § 3. Мистицизм
- § 4. Магизм
- § 5. Истоки и сущность язычества
- § 6. Оценка язычества
- Глава VII Ветхозаветная религия § 1. Учение
- § 2. Ветхозаветная религия и христианство
- Глава VIII Духовная жизнь368
- § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
- 1. Правильная мысль
- 2. Что значит вера во Христа
- 3. Познай самого себя
- 4. Добрые дела
- 5. Опасно преждевременное бесстрастие
- 6. Правильная молитва
- 7. Прелесть374
- 8. Наставник
- 9. Католицизм
- 10. Истина одна
- § 2. О молитве истинной и ложной
- § 3. О святости в Православии
- 1. Бог и человек
- 2. Ступени жизни
- 3. Писание и Церковь
- 4. Святость
- 5. Законы жизни
- 6. Любовь и заблуждение
- 8. Плоды Духа
- Глава IX Происхождение мира
- § 1. Два взгляда на мир
- § 2. Христианское понимание мира
- § 3. Христианская экология
- § 4. Гипотеза антимира
- § 5. Творение или (и) эволюция
- Глава X Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли хх века § 1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты
- § 2. Антихрист
- § 4. Антиномия геенны
- Глава I Понятие об Апологетике 2
- § 1. Разделы апологетики 3
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики 7
- § 2. Путь разума в поисках истины 81