Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их7. Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде (1Пет. 3:15).
В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений - апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. «Мы проповедуем Христа распятого, - пишет апостол Павел, - для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками – о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них.
До нас дошло немного произведений, написанных против иудеев. Это прежде всего самый ранний «Диалог Ясона и Паписка о Христе», написанный ок. 140 г. Аристоном из Пеллы, затем «Диалог с Трифоном иудеем» св. мч. Иустина Философа (2 в.), а также Аполлинария, еп. Иераполя (2 в.) «К иудеям», 2 книги против иудеев ритора Мильтиада (2 в.), «Против иудеев» Тертуллиана (2 в.), «Книги свидетельств против иудеев» св. Киприана, еп. Карфагенского, 8 слов против иудеев свт. Иоанна Златоуста (4 в.). Цель этих апологий — показать окончание Ветхозаветного закона, исполнившего свою подготовительную миссию, и мессианское достоинство и Божественность Иисуса Христа.
Апологий, обращенных к язычникам, было написано значительно больше. Первые, не сохранившиеся, принадлежали Кодрату и Аристиду (нач. 2 в.). Из дошедших до наших дней — прежде всего две апологии св. мч. Иустина Философа, «К эллинам» и «Об истине» Аполлинария, еп. Иерапольского, «Против эллинов» и «Апология христианской философии» Мильтиада, «Слово к эллинам» Татиана (2 в.), анонимное послание «К Диогнету» (2 в.), «Осмеяние языческих философов» Ермы (2 в.), еп. Филиппопольского, «Увещание к эллинам» Климента Александрийского (3 в.). Оригену (3 в.) принадлежит одна из самых крупных древних апологий христианства — «Против Цельса», где подвергаются серьезной критике все существовавшие направления языческой философии. Свт. Григорий Чудотворец (3 в.) написал «К Феопомпу о способности и неспособности Бога страдать», Евсевий Кесарийский (4 в.) - «Евангельское приготовление» и «Евангельские доказательства», а также «Против Иерокла», Феодорит Кирский - «Лечение эллинских недугов» (V в.).
Из сочинений западных апологетов следует назвать «Октавий» Минуция Феликса (2 в.), «К язычникам», «Апологетика» и «О свидетельстве души» Тертуллиана, «О том, что идолы не есть боги» и др. свт. Киприана Карфагенского (3 в.), «Против язычников» Арнобия (4 в.), «Божественные установления» и др. Лактанция (4 в.), «Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (4 в.), «История против язычников» Орозия (5 в.), а также «О граде Божьем» блаж. Августина (5 в.).
Одновременно шла борьба и с гностицизмом, который представлял для Церкви не меньшую опасность, чем язычество. Свщмч. Иринеем Лионским (2 в.) было написано «Изобличение и опровержение лжеименного знания», св. мч. Ипполиту Римскому (3 в.) принадлежит «Опровержение ересей», свт. Епифаний Кипрский (4 в.) составил «Собрание всех ересей», Тертуллианом были написаны книги «Против Маркиона», «Против валентиниан» и др.
Как писал В. Болотов, эти апологии были одной «из форм обращения к общественному мнению». Они, «хотя и медленно, но верно достигали своей цели: они знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан»8. Что особенно обращает на себя внимание в апологиях древнего периода – это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих самих писателей и их учеников.
С прекращением гонений на христиан в IV веке характер Апологетики меняется - от борьбы с внешними врагами она постепенно переходит к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самой Церкви. В основном эта борьба носит чисто богословский характер и свое завершение находит в решениях Соборов IV-VIII вв. Однако эта сфера богословской деятельности уже выходит за границы собственно Апологетики.
- Путь разума в поисках истины Предисловие
- Глава I Понятие об Апологетике
- § 1. Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- § 3. Русская апологетика
- Глава II Религия § 1. Человек, мир, религия
- § 2. Что такое религия
- § 3. О чем говорит слово «религия»
- § 4. Основные истины религии
- § 5. Сущность религии
- § 6. Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- 2. Взгляд Гегеля
- 3. Взгляд Шлейермахера
- § 7. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Анимистическая гипотеза
- 3. Гипотеза Фейербаха
- 4. Социальная гипотеза
- 5. Положительный взгляд на происхождение религии
- § 8. Первая религия
- § 9. Многообразие религий
- § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Глава III о бытии Бога
- § 1. Доказательство
- 1. Понятие о доказательстве
- 2. Доказательство и истинность
- 3. Об относительности эмпирических доказательств
- 4. Выводы
- § 2. Бога нет, потому что…
- 1. Наука доказала, что Бога нет
- 2. Его никто не видел
- 3. Библия содержит в себе много противоречий
- 4. В мире много страданий
- § 3. Бог есть
- 1. Космологический аргумент
- 2. Телеологический аргумент
- 3. Онтологический аргумент
- 4. Психологический аргумент
- 5. Исторический аргумент
- 6. Нравственный аргумент
- 7. Религиозно-опытный аргумент
- Глава IV Религия и человеческая деятельность
- § 1. Наука
- 1. Наука или религия?
- 2. Понятие науки
- 3. Постулаты науки
- 4. Методы науки
- 5. О достоверности научного знания
- 6. О критериях в науке
- 7. Наука и мировоззрение
- 8. Наука и религия
- 9. Религия и наука
- 10. Вера и знание в религии и науке
- 11. Некоторые выводы
- § 2. Путь разума в поисках истины
- 1. Философия
- 2. Наука
- 3. Наука или мистика?
- 4. Христианство
- § 3. Основа социального служения Церкви
- § 4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода
- Глава V Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- § 4. Экзорцизм
- § 5. Оценка естественного богопознания316
- Глава VI Язычество
- § 1. Натурализм
- § 2. Идолопоклонство
- § 3. Мистицизм
- § 4. Магизм
- § 5. Истоки и сущность язычества
- § 6. Оценка язычества
- Глава VII Ветхозаветная религия § 1. Учение
- § 2. Ветхозаветная религия и христианство
- Глава VIII Духовная жизнь368
- § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
- 1. Правильная мысль
- 2. Что значит вера во Христа
- 3. Познай самого себя
- 4. Добрые дела
- 5. Опасно преждевременное бесстрастие
- 6. Правильная молитва
- 7. Прелесть374
- 8. Наставник
- 9. Католицизм
- 10. Истина одна
- § 2. О молитве истинной и ложной
- § 3. О святости в Православии
- 1. Бог и человек
- 2. Ступени жизни
- 3. Писание и Церковь
- 4. Святость
- 5. Законы жизни
- 6. Любовь и заблуждение
- 8. Плоды Духа
- Глава IX Происхождение мира
- § 1. Два взгляда на мир
- § 2. Христианское понимание мира
- § 3. Христианская экология
- § 4. Гипотеза антимира
- § 5. Творение или (и) эволюция
- Глава X Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли хх века § 1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты
- § 2. Антихрист
- § 4. Антиномия геенны
- Глава I Понятие об Апологетике 2
- § 1. Разделы апологетики 3
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики 7
- § 2. Путь разума в поисках истины 81