Средневековье и эпоха Возрождения
Апологетика этого периода ориентирована, с одной стороны, на полемику с возникшей в VII в. новой и очень активной религией – исламом (хотя не оставляются и прежние вопросы, связанные с неоплатонизмом и особенно с иудаизмом), с другой – на борьбу с реанимируемым язычеством и антропоцентризмом, порожденным эпохой Возрождения. Однако апологетических работ, оставшихся от этого периода, немного. Первое из византийских сочинений, полемизирующее с мусульманством - «Разговор сарацина и христианина» - принадлежит перу прп. Иоанна Дамаскина. Он же пишет «Источник знания» - обширную работу, обобщающую и классифицирующую плоды христианского богословия предшествующих веков, но также включающую идеи апологетического и философского характера. Из других работ, посвященных борьбе с исламом, можно отметить сочинения Никиты Византийского, императора Иоанна VI Кантакузена. В начале ΧΙΙ в. Николай Мефонский пишет обширный апологетический трактат «Опровержение богословского наставления Прокла Платоника».
На Западе центром апологетической деятельности в эту эпоху была Испания. Здесь в 1250 году для подготовки апологетов с целью борьбы с исламом и иудейством был открыт специальный институт, в котором преимущественное внимание обращалось на изучение еврейского и арабского языков.
Необычной для того времени была работа кардинала Николая Кузанского «Опровержение Корана», в котором он указывал на тесную связь мусульманства с христианством.
Политическое могущество Католической церкви в этот период, отсутствие у нее внешних врагов и широкий интерес клира и образованных кругов к античной мысли способствовали интенсивному развитию философской и богословской мысли и возникновению т.н. схоластики. Последняя одной из важнейших своих задач поставила систематизацию теологии и ее философское обоснование. Схоластами были сформулированы многие доказательства бытия Божия; выдвинута концепция т.н. «двойственной истины», предполагающая непротиворечивое и независимое сосуществование истин веры и истин разума, из чего в принципе следовала возможность рационального обоснования всех христианских истин; была проведена огромная работа по созданию богословских систем и разработке методов богословско-философского анализа.
В грандиозных «Суммах теологии» (Петра Ломбардского, +1160, Фомы Аквинского, +1274) делается попытка охватить всю совокупность вопросов, относящихся к учению о Боге, мире и человеке, и обосновать истины Откровения с позиций «чистого» разума. Наиболее видное место в этих работах занимают те части, которые назывались богословие Рациональное, Главное, Естественное, иногда – Основное. Особенно много сделали в разработке этих разделов знаменитые столпы схоластики, Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинат.
Однако своим подходом к богословию схоластика закладывала основы и того глубокого рационализма, который привел западную мысль к многим самым негативным последствиям. В схоластике происходила «практически тотальная десакрализация содержания веры». «Прокламируя примат богооткровенной истины над истиной позитивного знания и непререкаемый авторитет Священного Писания и Священного Предания, в своем реальном интеллектуальном усилии схоластика по всем параметрам фактически остается чисто рациональной деятельностью логико-спекулятивного плана»9. Заповеданное Апостолом «верою познаём» (Евр. 11:3), в ней, несмотря на внешне декларируемое: «Верю, чтобы знать», прямо трансформировалось в позицию: «Познаю, чтобы веровать».
---------*--------
Поскольку спасение человека обусловлено не просто ортодоксальностью его веры, но и правильностью состояния его души, в истории Церкви наряду с борьбой за истину веры идет не менее серьезная и острая борьба за истину жизни. Защита принципов духовной жизни является одним из самых серьезных и тонких направлений в апологетике. Возникало оно постепенно. Но особенное развитие стало получать в результате схоластического развития богословия в Западной Церкви и его отрыва от святоотеческого опыта.
В.Н. Лосский отмечает: «Нужно было произойти какому-то рассечению между опытом и общей верой, между личностной жизнью и жизнью Церкви, чтобы духовная жизнь и догмат, мистика и богословие стали двумя различными сферами, чтобы души, не находя достаточной пищи в богословских «Суммах», с жадностью искали рассказов об индивидуальном мистическом опыте»10.
Прекрасный знаток духовной литературы Востока и Запада свт. Игнатий (Брянчанинов) указывает и на конкретные временные координаты возникновения ложного аскетического направления в недрах Западной церкви. Он пишет: “Преподобный Венедикт [†544 г.], святой папа Григорий Двоеслов [†604] еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард Клервосский (XII в.) отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более». И так оценивает их мистический опыт: «Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная... мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию”11.
Потому борьба за чистоту и трезвенность духовной жизни, полемика с различными мистическими направлениями, уводящими от Христа, должна являться одной из главных задач Апологетики.
К сожалению, никакой серьезной борьбы с этой мечтательностью в Католической церкви не велось. Это привело к появлению там многих, не редко далеко уходящих от Истины, аскетов-мистиков и мистических течений. Иоанн Скот Эриугена (ок.+877), аббат Иоахим Флорский (+1202), Франциск Ассизский (+1226), блаж. Анжела (+1309), мейстер Экхарт (+1328), Катарина Сиенская (+1380) и др. оказали большое влияние на последующее, вплоть до настоящего времени, развитие на Западе как церковно-католического, так и внецерковного мистицизма.
Эпоха Возрождения во всей силе обнаружила скрытый рационализм, мистицизм и обмирщенность западного богословия. Этому способствовали переводы древних греческих и римских философов, которые открыли Западу античную культуру в новом для него и более привлекательном свете, нежели христианские духовные ценности. В результате место Бога и веры в обществе все активнее занимает Человек и его разум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В западном мире начинается открытое отчуждение от христианства, неверие. Возрожденческий антропоцентризм явился серьезнейшим вызовом христианству. Однако там оно уже не могло оказать достойного сопротивления всё усиливающейся волне десакрализации Бога, человека и мира.
Из более известных апологетов и их трудов в этот период можно назвать: “Торжество креста против мудрых века» Иеронима Савонаролы и «Естественное богословие» Раймунда Сабундского, в котором делается попытка все библейские истины веры логически вывести из рассмотрения природы и ее законов.
Из лит.: Игнатий Брянчанинов, еп. Соч. в 5-ти т. СПб. 1905; он же. Собрание писем. М. 1995. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб. 1907. Т.1; Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М. 1914; Лодыженский М.В. Свет незримый. Петроград. 1915; Позов А.И. Аскетика и мистика. Штутгарт. 1978.
- Путь разума в поисках истины Предисловие
- Глава I Понятие об Апологетике
- § 1. Разделы апологетики
- Богословская апологетика
- Историческо-философская апологетика
- Естественнонаучная апологетика
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики
- Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов
- Средневековье и эпоха Возрождения
- Новое время
- § 3. Русская апологетика
- Глава II Религия § 1. Человек, мир, религия
- § 2. Что такое религия
- § 3. О чем говорит слово «религия»
- § 4. Основные истины религии
- § 5. Сущность религии
- § 6. Взгляды отдельных философов на религию
- 1. Взгляд Канта
- 2. Взгляд Гегеля
- 3. Взгляд Шлейермахера
- § 7. Происхождение религии
- 1. Натуралистическая гипотеза
- 2. Анимистическая гипотеза
- 3. Гипотеза Фейербаха
- 4. Социальная гипотеза
- 5. Положительный взгляд на происхождение религии
- § 8. Первая религия
- § 9. Многообразие религий
- § 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм
- Глава III о бытии Бога
- § 1. Доказательство
- 1. Понятие о доказательстве
- 2. Доказательство и истинность
- 3. Об относительности эмпирических доказательств
- 4. Выводы
- § 2. Бога нет, потому что…
- 1. Наука доказала, что Бога нет
- 2. Его никто не видел
- 3. Библия содержит в себе много противоречий
- 4. В мире много страданий
- § 3. Бог есть
- 1. Космологический аргумент
- 2. Телеологический аргумент
- 3. Онтологический аргумент
- 4. Психологический аргумент
- 5. Исторический аргумент
- 6. Нравственный аргумент
- 7. Религиозно-опытный аргумент
- Глава IV Религия и человеческая деятельность
- § 1. Наука
- 1. Наука или религия?
- 2. Понятие науки
- 3. Постулаты науки
- 4. Методы науки
- 5. О достоверности научного знания
- 6. О критериях в науке
- 7. Наука и мировоззрение
- 8. Наука и религия
- 9. Религия и наука
- 10. Вера и знание в религии и науке
- 11. Некоторые выводы
- § 2. Путь разума в поисках истины
- 1. Философия
- 2. Наука
- 3. Наука или мистика?
- 4. Христианство
- § 3. Основа социального служения Церкви
- § 4. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода
- Глава V Откровение
- § 1. Виды откровений
- § 2. Общее Откровение и его признаки
- § 3. Индивидуальное откровение и его признаки
- § 4. Экзорцизм
- § 5. Оценка естественного богопознания316
- Глава VI Язычество
- § 1. Натурализм
- § 2. Идолопоклонство
- § 3. Мистицизм
- § 4. Магизм
- § 5. Истоки и сущность язычества
- § 6. Оценка язычества
- Глава VII Ветхозаветная религия § 1. Учение
- § 2. Ветхозаветная религия и христианство
- Глава VIII Духовная жизнь368
- § 1. Основы духовной жизни (по творениям святителя Игнатия Брянчанинова)
- 1. Правильная мысль
- 2. Что значит вера во Христа
- 3. Познай самого себя
- 4. Добрые дела
- 5. Опасно преждевременное бесстрастие
- 6. Правильная молитва
- 7. Прелесть374
- 8. Наставник
- 9. Католицизм
- 10. Истина одна
- § 2. О молитве истинной и ложной
- § 3. О святости в Православии
- 1. Бог и человек
- 2. Ступени жизни
- 3. Писание и Церковь
- 4. Святость
- 5. Законы жизни
- 6. Любовь и заблуждение
- 8. Плоды Духа
- Глава IX Происхождение мира
- § 1. Два взгляда на мир
- § 2. Христианское понимание мира
- § 3. Христианская экология
- § 4. Гипотеза антимира
- § 5. Творение или (и) эволюция
- Глава X Эсхатологическая проблема в русском православном богословии и религиозно-философской мысли хх века § 1. Понятие об эсхатологии и ее различные аспекты
- § 2. Антихрист
- § 4. Антиномия геенны
- Глава I Понятие об Апологетике 2
- § 1. Разделы апологетики 3
- § 2. Краткий очерк истории Апологетики 7
- § 2. Путь разума в поисках истины 81