logo
Tainstva_Pravoslavnoy_Tserkvi

История формирования чинопоследования Таинства Брака

Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.

Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн – «друзьями жениха». Невеста являлась на брак в сопровождении женщин.

Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян».

Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста – девица), либо о землю (если невеста – вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.

В христианском чинопоследовании Брака постоянно упоминаются в качестве примера для подражания семьи ветхозаветных праведников: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Моисея и Сепфоры. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция.

Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует», – свидетельствует Климент Александрийский. Второй путь жизни для православного христианина – девство, которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак (См.: Мф. 19; 11, 12 и 1 Кор. 7; 7-11). Об этих двух путях благочестивой жизни писал в I веке святой Игнатий Богоносец святому Поликарпу Смирнскому: «Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия».

Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, – лжеучители, и христиане не должны их слушать.

Попечение Церкви о вступающих в брак прослеживается по писаниям Святых Отцов и по тем документам, которые принимали церковные соборы. Так святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу Смирнскому пишет: «Женящимся и посягающим (выходящим замуж) надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Святой второго века Климент Александрийский отмечает, что освящается только тот брак, который совершается словом молитвы. Святые Григорий Богослов и Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящается вступление в брак, а святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Нужно... призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае... супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божьей».

В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь. Обрядовую сторону брака толкует Климент Александрийский во II главе своего «Педагога»: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и «изнутри», и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они «переориентировались» для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов.

Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось. Как оно изменялось в течение двухтысячелетней истории христианства, проследить практически невозможно, но можно выделить некоторые наиболее яркие моменты этого пути.

В IV веке на Востоке вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы жениха и невесты. В Западной части Византийской Империи вместо венцов были брачные покровы. Венцы представляли собой венки из цветов, а позже их стали изготавливать из металла в форме царской короны. Они символизировали победу над страстями и напоминали о царском достоинстве Адама и Евы, которым Господь отдал во владение все земное творение.

До VI-VII веков чин обручения, скорее всего, не выходил за узкие рамки одной какой-нибудь краткой молитвы, а также благословения колец и формулы, похожей на современную, которая произносилась священником: «Обручается раб Божий... во имя Отца и Сына и Святого Духа».

До IX столетия Церковь не знала обряда Бракосочетания, независимого от Евхаристии. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Литургии и приобщалась Святых Христовых Тайн. Согласно Тертуллиану, это было печатью брака, подразумевающей и всю меру гражданской ответственности, налагаемой на семью институтом современного ей государства.

То, что Браковенчание вводилось в древности в чин Литургии, отражается в ряде совпадающих составных элементов Таинств Евхаристии и Брака: начальный возглас «Благословено Царство...», великая ектенья, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектенья, возглас «И сподоби нас, Владыко...», пение «Отче наш» и др.

В IX-X веках чинопоследование Венчания сложилось в основных чертах. Сохранились полные рукописи того времени, упоминающие о чине Венчания: рукопись VIII века – Кодекс Берберини; рукописи Синайской библиотеки – № 957, IX-X веков и «Канон иклисиатикус» середины XII века, а также рукописи Лавры Афанасия Афонского № 88 и №105, XV века.

В этот период Венчание отделяется от Литургии и создается вторая половина чинопоследования: после ектеньи «Рцем вси...» вводится молитва «Призываем Тебя, Господи...», ектенья «Исполним молитву...», молитва «Заступи, спаси...» и молитва общей чаши «Боже, вся сотворивший крепостию Твоею...», брачующимся дается общая чаша, они троекратно обводятся вокруг аналоя с пением тропарей.

Тропари при Венчании поются как напоминание о том, что «благочестиво и целомудренно жившие – общники Христа и святых Его» (Симеон Солунский). Еще одна причина, по которой чинопоследование было пополнено тропарями – необходимость выразить свою радость тем, кто участвует в Таинстве.

Около 895 года император Лев Мудрый (886-912) издал 89-ю новеллу, где получение церковного благословения на брак вменялось в обязанность для всех тех подданных Империи, кто хотел создать семью. Этот закон не распространялся только на рабов.

В X-XI веках в составе первой части чинопоследования закрепляется обычай вручения свечей жениху и невесте. На них возлагают венцы со словами «Христос венчает» и чтением молитвы «Боже, славою и честью венчавший святых Твоих...». Затем священник соединяет руки вступающих в Брак со словами «Христос присутствует».

До X-XI века обручение могло совершаться не в храме, а в домах; снятие венцов и молитва «Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую» совершалось также в доме новобрачных.

В 1095 году император Алексей Комнин распространил действие закона о церковном благословении на брак и на лиц, находящихся в рабском состоянии.

С XIII века в чине Браковенчания употребляется уже современное благословение «Венчается раб Божий...», а соединение рук новобрачных сопровождается обращенной к жениху фразой «Возьми ее (жену) из храма Господня». Затем священник троекратно осеняет жениха и невесту крестным знамением, произнося слова «Отец благословляет, Сын венчает, Дух Святый освящает».

К XIII веку Браковенчание окончательно отделяется от Литургии, но внутренняя связь этих Таинств остается. Поэтому на протяжении всего времени существования Таинства Венчания жених и невеста готовятся к нему постом и покаянием, а в день Венчания вместе причащаются Святых Христовых Тайн.

В этот же период чинопоследование Венчания пополняется обращением священника к жениху и невесте: «Будьте живы, новобрачные, Святая Троица да сохранит вас в единении».

В XV-XVI веках возникает практика снимать венцы и читать соответствующую молитву не на дому, а прямо в церкви, сопровождая это главопреклонной молитвой «Отец, Сын и Божественный Дух...» и словами священника при снятии венцов «Возвеличися, женише...», «И ты, невесто..».

В этот период из второй части чинопоследования были убраны слова священника «Радуйтесь о Господе», «Будьте живы, новобрачные...». Приобщение Святых Христовых Тайн с относящимися к нему возгласами также было выведено из чинопоследования Таинства. Интересно, что в памятниках XV века еще упоминается о причащении новобрачных, но с оговорками: «если они постились», «если достойны», и даже «если желают».

Меняясь таким образом, чин Венчания получает свой современный вид в XVI веке.

Итак, древнейшими частями чинопоследования Таинства Венчания являются:

1) присутствующая в современном чине третья молитва (перед возложением венцов);

2) четвертая молитва чина (после Евангелия);

3) пение 127-го псалма;

4) общая чаша вина жениха и невесты (введенная в чин вместо причащения Святых Даров);

5) благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы.