Тщеславие и гордость
Естественная потребность: тщеславие и гордость – не естественны для человека. Они наиболее опасны и могут погубить все добродетели, приобретенные человеком в борьбе с другими страстями. Эти страсти чрезвычайно распространены изначально (сопутствуя человеку при любом, истинном или мнимом, жизненном успехе), но могут возникать и в результате преуспевания в умерщвлении других страстей. Успех в добродетели – питательная среда для их развития.
В основе тщеславия и гордости лежит эгоизм (свойственный, впрочем, любой страсти). Когда человек начинает делать добро не ради добра, а для того, чтобы получить похвалу от окружающих, – это значит, что страсть тщеславия уже пустила в нем свои тлетворные корни. Добродетель становится показной, фарисейской. Тщеславие в своем максимальном развитии перерастает в другую душепагубную страсть – гордость. Происходит это, когда человек все свои успехи в доброделании приписывает своим личным усилиям, осуждая при этом других людей. Такое состояние человеческой души очень ярко описано Господом в евангельской притче: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 11-14).
Если тщеславие характеризуется недостатком любви к Богу и забвением Его любви, то гордость – это уже забвение Самого Бога, когда человек признает себя существом, имеющим самоценное и самодостаточное бытие.
Человек, который дошел до последних бездн гордыни, отвергая Бога, стремится быть для себя высшим законодателем и судьей и уже не признает никаких внешних авторитетов. Если Господь не даст человеку разум, чтобы осознать свое состояние, и благодатные силы, чтобы выйти из него, то ему грозит гибель.
Признаки развивающейся страсти в том, что человек делает добрые дела не ради Бога, а ради удовлетворения своих амбиций. Это извращение цели христианского подвижничества приводит к тому, что вся человеческая деятельность получает ложное направление.
Результаты укоренения страсти: тщеславный человек впадает в лицемерие и ложь, услаждаясь своими «подвигами» в стяжании добродетели. Гордость является причиной таких проявлений, как потеря страха Божьего и сострадания к ближним, окаменение сердца, хула на Бога и осуждение окружающих, которое является началом и корнем многих других греховных привычек.
Духовный опыт показывает, что осуждающий другого человека в каком-нибудь беззаконии, сам часто впоследствии впадает в тот же грех. Поэтому отношение к греху осуждения должно быть однозначным: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7; 1-3).
Авва Дорофей, описывая развитие гордости, приводит следующую схему поведения одержимого страстью человека.
1. Сначала он игнорирует авторитет того или иного человека, поставленного над ним или являющегося авторитетом в Церкви.
2. Отвергая авторитет какого-то человека, он старается найти более высокий пример для подражания.
3. Процесс перманентного поиска приводит к отвержению все более высоких авторитетов вплоть до первоверховных апостолов Петра и Павла или боговидца Моисея.
4. Углубление состояния гордости приводит, в конце концов, к отвержению Божественного авторитета.
Методы борьбы1 заключаются в том, чтобы стяжать противоположную гордыне добродетель смирения, восхождение к которой начинается с осознания глубокой душевной и телесной немощи человека. Вторая стадия борьбы – это самоукорение, когда во всяком неприятном случае человек обвиняет себя, а не других. Третья стадия заключается в том, чтобы с благодарностью встречать те скорбные искушения, которыми полна жизнь каждого человека. Смирение подразумевает, что все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3; 17). Смирение не требует наград: Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17; 7-10). Признаки смирения описывают святые Варсонофий и Иоанн: «Совершенное смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее. Это служит и признаком того, что человек коснулся и совершенной молитвы, – именно то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял».
- Таинства
- Таинство крещения
- История установления Таинства
- Историческое развитие чинопоследования Таинства
- Совершитель Таинства Крещения
- Место и время Крещения
- Крестные родители – восприемники
- Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения
- Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению
- Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отрочá»)
- Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего» )
- Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»)
- Последование чина оглашения Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)
- Молитвы запрещения злых духов
- Отречение от сатаны
- Исповедание верности («сочетание»1) Христу
- Исповедание Символа веры
- Символ веры
- Последование святого Крещения
- Вещество Таинства и освящение воды
- Приготовительная молитва священника
- Освящение елея1
- Крещение
- Облачение новокрещенного в белые одежды
- Таинство миропомазания
- История установления Таинства и развитие его чинопоследования
- Приготовление и освящение Мира
- Чинопоследование Таинства Миропомазания
- Помазание святым Миром
- Хождение вокруг купели
- Омывание святого Мира
- Пострижение власов
- Присоединение к Православию
- Таинство причащения, или евхаристия
- В Святых Тайнах Христос присутствует всецело
- Богослужение Таинства – Литургия
- Плоды Таинства
- Свойства Евхаристической жертвы
- Литургия как средоточие жизни Церкви
- История установления Таинства Причащения
- Еврейская пасхальная вечеря
- Первая Евхаристия
- Чины Божественной литургии
- Время совершения Литургии
- Место совершения Божественной литургии
- Евхаристический пост
- Некоторые церковные правила преподания верующим Святых Таин
- Вещество Таинства
- Как часто нужно причащаться?
- Причащение больных1
- Чинопоследование Таинства Евхаристии
- Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста
- Совершение Таинства
- Евхаристический канон
- Возношение Святых Даров
- Преложение Святых Даров
- Прославление Богоматери
- Поминовение живых и усопших
- Приготовление предстоящих к Святому Причащению
- Молитва Господня
- Причащение священнослужителей
- Причащение мирян
- Последнее явление Святых Даров предстоящим
- Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
- Потребление Святых Даров
- Таинство покаяния
- Установление Таинства Покаяния
- Приготовление к Исповеди
- Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
- Епитимьи
- Детская Исповедь
- Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
- Страсть как корень и причина греха
- Тщеславие и гордость
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Печаль и уныние
- Стадии постепенного образования страсти
- Грехи против Бога
- Грехи против ближнего
- Грехи против самого себя
- Чинопоследование Таинства Покаяния
- Перечень грехов, читаемый на Исповеди
- Таинство священства (рукоположение)
- Установление Таинства
- Исторический путь священства
- Степени церковной иерархии
- Хиротония и хиротесия
- Условия действительности хиротонии
- Чин посвящения в чтеца и певца
- II часть состоит
- III часть состоит
- Чин посвящения в иподьякона
- Чин рукоположения в дьякона
- Порядок совершения дьяконской хиротонии
- Чинопоследование священнической хиротонии
- Хиротония во епископа
- Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея
- Чин награждения набедренником, палицей, митрой
- Таинство брака (венчание)
- Установление Таинства Брака
- История формирования чинопоследования Таинства Брака
- Развитие чинопоследования в Русской Церкви
- Церковно-канонические препятствия к Браку
- Дни, когда Таинство Венчания не совершается
- Кто и где совершает Таинство Венчания
- Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
- Суеверия, связанные с Таинством Венчания
- О расторжении церковного Брака
- Чинопоследование Таинства Брака
- Состав чина Таинства
- Последование обручения
- Последование венчания
- Чинопоследование о второбрачных
- Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Установление Таинства Елеосвящения
- Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения
- История формирования чина Елеосвящения
- Совершители Таинства Елеосвящения
- О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения
- О приступающих к Таинству Елеосвящения
- Таинство не совершается
- О месте и времени совершения Таинства
- О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения
- 1. Молебное пение
- 2. Освящение елея
- 3. Помазание болящего елеем
- Молебное пение
- Освящение елея для помазания
- Помазание болящего елеем