Крестные родители – восприемники
Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.
Святой Иоанн Златоуст в одной из своих Огласительных бесед пространно разъясняет значение восприемничества: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец, наставляет, говоря: "если поручишься, заботься, как обязанный заплатить" (Сир. 8; 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение».
Как уже отмечалось, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.
Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.
Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
Кто не может быть восприемником (крестным). По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению... Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».
На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.
Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.
1. Монахи и монахини.
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
4. Неверующие.
5. Некрещеные.
6. Малолетние.
7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.
Ниже приводятся две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).
Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Таинства
- Таинство крещения
- История установления Таинства
- Историческое развитие чинопоследования Таинства
- Совершитель Таинства Крещения
- Место и время Крещения
- Крестные родители – восприемники
- Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения
- Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению
- Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отрочá»)
- Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего» )
- Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»)
- Последование чина оглашения Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)
- Молитвы запрещения злых духов
- Отречение от сатаны
- Исповедание верности («сочетание»1) Христу
- Исповедание Символа веры
- Символ веры
- Последование святого Крещения
- Вещество Таинства и освящение воды
- Приготовительная молитва священника
- Освящение елея1
- Крещение
- Облачение новокрещенного в белые одежды
- Таинство миропомазания
- История установления Таинства и развитие его чинопоследования
- Приготовление и освящение Мира
- Чинопоследование Таинства Миропомазания
- Помазание святым Миром
- Хождение вокруг купели
- Омывание святого Мира
- Пострижение власов
- Присоединение к Православию
- Таинство причащения, или евхаристия
- В Святых Тайнах Христос присутствует всецело
- Богослужение Таинства – Литургия
- Плоды Таинства
- Свойства Евхаристической жертвы
- Литургия как средоточие жизни Церкви
- История установления Таинства Причащения
- Еврейская пасхальная вечеря
- Первая Евхаристия
- Чины Божественной литургии
- Время совершения Литургии
- Место совершения Божественной литургии
- Евхаристический пост
- Некоторые церковные правила преподания верующим Святых Таин
- Вещество Таинства
- Как часто нужно причащаться?
- Причащение больных1
- Чинопоследование Таинства Евхаристии
- Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста
- Совершение Таинства
- Евхаристический канон
- Возношение Святых Даров
- Преложение Святых Даров
- Прославление Богоматери
- Поминовение живых и усопших
- Приготовление предстоящих к Святому Причащению
- Молитва Господня
- Причащение священнослужителей
- Причащение мирян
- Последнее явление Святых Даров предстоящим
- Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
- Потребление Святых Даров
- Таинство покаяния
- Установление Таинства Покаяния
- Приготовление к Исповеди
- Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
- Епитимьи
- Детская Исповедь
- Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
- Страсть как корень и причина греха
- Тщеславие и гордость
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Печаль и уныние
- Стадии постепенного образования страсти
- Грехи против Бога
- Грехи против ближнего
- Грехи против самого себя
- Чинопоследование Таинства Покаяния
- Перечень грехов, читаемый на Исповеди
- Таинство священства (рукоположение)
- Установление Таинства
- Исторический путь священства
- Степени церковной иерархии
- Хиротония и хиротесия
- Условия действительности хиротонии
- Чин посвящения в чтеца и певца
- II часть состоит
- III часть состоит
- Чин посвящения в иподьякона
- Чин рукоположения в дьякона
- Порядок совершения дьяконской хиротонии
- Чинопоследование священнической хиротонии
- Хиротония во епископа
- Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея
- Чин награждения набедренником, палицей, митрой
- Таинство брака (венчание)
- Установление Таинства Брака
- История формирования чинопоследования Таинства Брака
- Развитие чинопоследования в Русской Церкви
- Церковно-канонические препятствия к Браку
- Дни, когда Таинство Венчания не совершается
- Кто и где совершает Таинство Венчания
- Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
- Суеверия, связанные с Таинством Венчания
- О расторжении церковного Брака
- Чинопоследование Таинства Брака
- Состав чина Таинства
- Последование обручения
- Последование венчания
- Чинопоследование о второбрачных
- Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Установление Таинства Елеосвящения
- Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения
- История формирования чина Елеосвящения
- Совершители Таинства Елеосвящения
- О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения
- О приступающих к Таинству Елеосвящения
- Таинство не совершается
- О месте и времени совершения Таинства
- О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения
- 1. Молебное пение
- 2. Освящение елея
- 3. Помазание болящего елеем
- Молебное пение
- Освящение елея для помазания
- Помазание болящего елеем