Таинство священства (рукоположение)
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:
Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью.
Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии.
Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... (1 Кор. 12; 28). Как говорит апостол Павел: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5; 4). Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях.
Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.
Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (п/ж – ред.) (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.
Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве.
- Таинства
- Таинство крещения
- История установления Таинства
- Историческое развитие чинопоследования Таинства
- Совершитель Таинства Крещения
- Место и время Крещения
- Крестные родители – восприемники
- Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения
- Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению
- Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отрочá»)
- Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего» )
- Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»)
- Последование чина оглашения Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)
- Молитвы запрещения злых духов
- Отречение от сатаны
- Исповедание верности («сочетание»1) Христу
- Исповедание Символа веры
- Символ веры
- Последование святого Крещения
- Вещество Таинства и освящение воды
- Приготовительная молитва священника
- Освящение елея1
- Крещение
- Облачение новокрещенного в белые одежды
- Таинство миропомазания
- История установления Таинства и развитие его чинопоследования
- Приготовление и освящение Мира
- Чинопоследование Таинства Миропомазания
- Помазание святым Миром
- Хождение вокруг купели
- Омывание святого Мира
- Пострижение власов
- Присоединение к Православию
- Таинство причащения, или евхаристия
- В Святых Тайнах Христос присутствует всецело
- Богослужение Таинства – Литургия
- Плоды Таинства
- Свойства Евхаристической жертвы
- Литургия как средоточие жизни Церкви
- История установления Таинства Причащения
- Еврейская пасхальная вечеря
- Первая Евхаристия
- Чины Божественной литургии
- Время совершения Литургии
- Место совершения Божественной литургии
- Евхаристический пост
- Некоторые церковные правила преподания верующим Святых Таин
- Вещество Таинства
- Как часто нужно причащаться?
- Причащение больных1
- Чинопоследование Таинства Евхаристии
- Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста
- Совершение Таинства
- Евхаристический канон
- Возношение Святых Даров
- Преложение Святых Даров
- Прославление Богоматери
- Поминовение живых и усопших
- Приготовление предстоящих к Святому Причащению
- Молитва Господня
- Причащение священнослужителей
- Причащение мирян
- Последнее явление Святых Даров предстоящим
- Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
- Потребление Святых Даров
- Таинство покаяния
- Установление Таинства Покаяния
- Приготовление к Исповеди
- Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
- Епитимьи
- Детская Исповедь
- Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
- Страсть как корень и причина греха
- Тщеславие и гордость
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Печаль и уныние
- Стадии постепенного образования страсти
- Грехи против Бога
- Грехи против ближнего
- Грехи против самого себя
- Чинопоследование Таинства Покаяния
- Перечень грехов, читаемый на Исповеди
- Таинство священства (рукоположение)
- Установление Таинства
- Исторический путь священства
- Степени церковной иерархии
- Хиротония и хиротесия
- Условия действительности хиротонии
- Чин посвящения в чтеца и певца
- II часть состоит
- III часть состоит
- Чин посвящения в иподьякона
- Чин рукоположения в дьякона
- Порядок совершения дьяконской хиротонии
- Чинопоследование священнической хиротонии
- Хиротония во епископа
- Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея
- Чин награждения набедренником, палицей, митрой
- Таинство брака (венчание)
- Установление Таинства Брака
- История формирования чинопоследования Таинства Брака
- Развитие чинопоследования в Русской Церкви
- Церковно-канонические препятствия к Браку
- Дни, когда Таинство Венчания не совершается
- Кто и где совершает Таинство Венчания
- Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
- Суеверия, связанные с Таинством Венчания
- О расторжении церковного Брака
- Чинопоследование Таинства Брака
- Состав чина Таинства
- Последование обручения
- Последование венчания
- Чинопоследование о второбрачных
- Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Установление Таинства Елеосвящения
- Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения
- История формирования чина Елеосвящения
- Совершители Таинства Елеосвящения
- О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения
- О приступающих к Таинству Елеосвящения
- Таинство не совершается
- О месте и времени совершения Таинства
- О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения
- 1. Молебное пение
- 2. Освящение елея
- 3. Помазание болящего елеем
- Молебное пение
- Освящение елея для помазания
- Помазание болящего елеем