История установления Таинства и развитие его чинопоследования
Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.
В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. В это время два Таинства только начинают отделяться друг от друга.
Но уже в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. – сфрагис).
Во времена Константина Великого (IV в.), после того как христианство стало государственной религией Империи, Таинство Крещения происходило, большей частью, в крестильне (крестильной комнате), а после этого новокрещенные, держа в руках зажженные свечи с пением «Елицы во Христа крестистеся» направлялись в сам храм, где и совершалось Миропомазание.
В IV веке Таинство совершалось через помазание Миром непосредственно после Крещения (что отражено в 48 правиле Лаодикийского Собора). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (правила Второго Вселенского Собора; 7 правило Трулльского Собора; Тайноводственное поучение второе свт. Кирилла Иерусалимского). Помазание миром с момента утверждения Таинства совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви: Дионисия Ареопагита, блаженного Августина, свт. Амвросия и др.
В Русской Церкви в XI-ХП веках Таинство Миропомазания совершалось в двух вариантах.
1. По правилу епископа Саввы – помазывали чело, ноздри, уста, уши, сердце и одну из ладоней.
2. По правилу епископа Новгородского Нифонта – те же части тела, кроме уст.
В этот период Таинство, по свидетельству епископа Нифонта, совершалось следующим образом: «Наденеши ризы крестныя и венец, и тако помажеши и (то есть его) святым Миром и даши ему свещу». После Таинств Крещения и Миропомазания, которые совершались непосредственно перед Литургией, новокрещенного причащали Святых Тайн.
Владимирский собор 1274 года осудил укоренившуюся было практику, сводящую Миропомазание и помазание елеем во время Крещения в одно действие. Отцы собора постановили совершать их отдельно и когда это положено в чинопоследовании Таинств.
В XV веке во время совершения Таинства пелся псалом «Блажени, имже оставишися беззакония» и кроме вышеуказанных частей тела помазывалось иногда «на сердце, на чреве и на плечах». Затем следовало облачение новокрещенного в срачицу и верхнюю одежду со словами: «Одевается раб Божий, имярек, одеждою веселия и возрадования».
В XVI веке к частям тела, которые помазываются в современном чине Таинства, прибавлялись «сердце, чрево и плечи».
- Таинства
- Таинство крещения
- История установления Таинства
- Историческое развитие чинопоследования Таинства
- Совершитель Таинства Крещения
- Место и время Крещения
- Крестные родители – восприемники
- Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения
- Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению
- Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отрочá»)
- Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего» )
- Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»)
- Последование чина оглашения Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)
- Молитвы запрещения злых духов
- Отречение от сатаны
- Исповедание верности («сочетание»1) Христу
- Исповедание Символа веры
- Символ веры
- Последование святого Крещения
- Вещество Таинства и освящение воды
- Приготовительная молитва священника
- Освящение елея1
- Крещение
- Облачение новокрещенного в белые одежды
- Таинство миропомазания
- История установления Таинства и развитие его чинопоследования
- Приготовление и освящение Мира
- Чинопоследование Таинства Миропомазания
- Помазание святым Миром
- Хождение вокруг купели
- Омывание святого Мира
- Пострижение власов
- Присоединение к Православию
- Таинство причащения, или евхаристия
- В Святых Тайнах Христос присутствует всецело
- Богослужение Таинства – Литургия
- Плоды Таинства
- Свойства Евхаристической жертвы
- Литургия как средоточие жизни Церкви
- История установления Таинства Причащения
- Еврейская пасхальная вечеря
- Первая Евхаристия
- Чины Божественной литургии
- Время совершения Литургии
- Место совершения Божественной литургии
- Евхаристический пост
- Некоторые церковные правила преподания верующим Святых Таин
- Вещество Таинства
- Как часто нужно причащаться?
- Причащение больных1
- Чинопоследование Таинства Евхаристии
- Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста
- Совершение Таинства
- Евхаристический канон
- Возношение Святых Даров
- Преложение Святых Даров
- Прославление Богоматери
- Поминовение живых и усопших
- Приготовление предстоящих к Святому Причащению
- Молитва Господня
- Причащение священнослужителей
- Причащение мирян
- Последнее явление Святых Даров предстоящим
- Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
- Потребление Святых Даров
- Таинство покаяния
- Установление Таинства Покаяния
- Приготовление к Исповеди
- Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
- Епитимьи
- Детская Исповедь
- Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
- Страсть как корень и причина греха
- Тщеславие и гордость
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Печаль и уныние
- Стадии постепенного образования страсти
- Грехи против Бога
- Грехи против ближнего
- Грехи против самого себя
- Чинопоследование Таинства Покаяния
- Перечень грехов, читаемый на Исповеди
- Таинство священства (рукоположение)
- Установление Таинства
- Исторический путь священства
- Степени церковной иерархии
- Хиротония и хиротесия
- Условия действительности хиротонии
- Чин посвящения в чтеца и певца
- II часть состоит
- III часть состоит
- Чин посвящения в иподьякона
- Чин рукоположения в дьякона
- Порядок совершения дьяконской хиротонии
- Чинопоследование священнической хиротонии
- Хиротония во епископа
- Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея
- Чин награждения набедренником, палицей, митрой
- Таинство брака (венчание)
- Установление Таинства Брака
- История формирования чинопоследования Таинства Брака
- Развитие чинопоследования в Русской Церкви
- Церковно-канонические препятствия к Браку
- Дни, когда Таинство Венчания не совершается
- Кто и где совершает Таинство Венчания
- Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
- Суеверия, связанные с Таинством Венчания
- О расторжении церковного Брака
- Чинопоследование Таинства Брака
- Состав чина Таинства
- Последование обручения
- Последование венчания
- Чинопоследование о второбрачных
- Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Установление Таинства Елеосвящения
- Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения
- История формирования чина Елеосвящения
- Совершители Таинства Елеосвящения
- О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения
- О приступающих к Таинству Елеосвящения
- Таинство не совершается
- О месте и времени совершения Таинства
- О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства
- Чинопоследование Таинства Елеосвящения
- 1. Молебное пение
- 2. Освящение елея
- 3. Помазание болящего елеем
- Молебное пение
- Освящение елея для помазания
- Помазание болящего елеем