logo search
Анализ 22-46 глав Типикона

2.1 Открытие Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Всероссийский Поместный Собор открылся торжественным богослужением в кремлевском Успенском соборе в праздник Успения Божией Матери 15 августа 1917 г. в Москве. Работой Предсоборного присутствия 1906 г. и Предсоборного совещания 1912-1913 годов были подготовлены решения Собора. Митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) Собор утвердил почетным председателем. Тихон (Беллавин) и митрополит Московский были избраны председателями.

Состав деяния Собора:

*80 архиереев;

*185 клириков;

Остальное большинство составляли миряне.

Товарищами председателя избирались:

*от епископата - архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий);

*от клира - протопресвитеры Н.А. Любимов и Г.И. Шавельский;

*от мирян - проф. кн. Е.Н. Трубецкойи председатель Государственной Думы М. Родзянко.

Кроме правящих епископов и пяти выбранных членов от каждой епархии в состав Собора вошли:

*протопресвитеры Московского Успенского собора, военного и морского духовенства;

*наместники Лавр (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской, Александро-Невской);

*настоятели монастырей (Соловецкого, Валаамского, Оптиной пустыни, Саровского);

*члены Предсоборного Совета.

Членами Собора по избранию были:

*10 человек от монашествующих;

*10 человек от единоверцев;

*по 3 человека от каждой из четырех Духовных Академий;

*по одному человеку от Академии Наук и 11-ти Университетов;

*15 человек от Государственного Совета и Государственной Думы.

Собор имел две сессии, каждая из которых продолжалась около полугода. На первое заседание Собора прибыло Киевский, Московский, Петроградский и Тифлисский митрополит, 21 архиепископ, 43 епископа, и 375 прочих членов Собора.

Основные вопросы, выносящие на решение Собора:

1.Выработка положения о Высшем Церковном Управлении Русской Православной Церкви.

2.О епархиальном управлении, о приходском Уставе.

3.О восстановлении Патриаршества, праздника Всем святым в Земле Российской просиявшим.

4.Канонизация святых Софрония Иркутского и Иосифа Астраханского.

Торжественное открытие Собора совпало со стремительно нараставшей печалью, с потерей контроля временного правительства над страной и над армией. Убегавшие солдаты с фронта чинили беспорядки, грабежи, убийства офицеров, наводя страх на мирных жителей. На фоне такого хаоса пораженческая партия Ленина, подкреплённая германскими деньгами, стремительно набирала силу. Важнейшее решение Собора совпало с Октябрьским переворотом 25 октября. Данное решение провозглашало восстановление в России патриаршества. Осуждение большевицкого захвата власти непосредственно относят заслугам Собора. Вовремя Москве шли уличных боёв между красными отрядами и сопротивлявшимися им юнкерами, заседания Собора продолжились. Патриарх Тихон 19 января 1918 г. выпускает Послание с анафемой большевикам, призывая к сопротивлению антицерковной политике властей. Так, по организации церковной жизни, продиктованные новыми неблагоприятными условиями, были приняты многие необходимые решения. Несмотря на это, многие решения Собор принимал под давлением «демократической общественности». Последствия Февральской революции влияли на эту демократическую общественность, что мешало дать народу четкие критерии происшедшей национальной катастрофы. Поведение церковных иерархов характеризует духовное состояние России в Февральской революции. Церковные иерархи легко перестали поминать Помазанника Божия, вычеркнув его имя из богослужебных книг, перестали помнить о клятвопреступлении, освободив армию и народ от присяги законному Царю и благословив Временное правительство заговорщиков. Развитие капиталистического духа, стремление интеллигенции уподобиться Западу, стать «цивилизованной» страной, легкомысленно-слепое отношение ведущего слоя народа к религиозной сути самодержавия стали причиной краха. Как ни парадоксально, но в истории Западу всегда «прощаются» проступки, что даже служит дальнейшему материальному процветанию. По отношению к России это не применительно.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов данное неблагополучное духовное состояние общества и Церкви так же сказалось. Создание Собора никак не объясняется падением препятствия в виде монархии. Он собрался потому, что церковная общественность почувствовала необходимость срочно реагировать на развивавшиеся революционные события. На Соборе так же проявили себя делегаты разного духа (обновленческого). Среди многих достижений, Собор демонстрировал явный апостасийный дух:

*свержение православной государственности не осуждалось. В защиту арестованной Царской семьи Поместный Собор 1917-1918 годов не выступил;

*для духовенства была признана свобода политических взглядов, которая означала реабилитацию некоторых священников, примкнувших к революционному движению, что открыло дорогу будущему сотрудничеству с большевиками духовенства с соответствующими «политическими взглядами»;

*не была дана необходимая соборная оценка большевицкому режиму как богоборческому, хотя тайно были приняты решения по сохранению Церкви в предвидении нарастания гонений.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов православная государственность была признана прошедшим этапом в русской истории, после чего появление обновленчества (искаженная суть Церкви) было очевидным. На идеологию Белого движения возглавление Церкви не смогло оказать нужного влияния. Архиереи на белых территориях пассивно участвовали в данном движении, совсем не в качестве должного духовного лидера, который бы вывел православную государственность к историческому восстановлению.