logo
Анализ 22-46 глав Типикона

1.2 Древнейшие монастырские уставы, повлиявшие на историю Типикона

Дошедшие до нашего времени древнейшие монастырские уставы, к сожалению, содержат в себе мало литургического материала. В современных уставах дисциплинарная часть отделяется от литургической части, а в памятниках того времени данное разделение не проводилось. Монашеские уставы, которые иллюстрируют состояние монастырского быта того времени История Церковного устава [Электронный ресурс]. - URL : http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss01.htm.:

1. Устав преподобного Пахомия Великого для Тавеннисийского монастыря.

2. Пространно изложенные правила для монахов святого Василия Великого.

3. Сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «Об устройстве общежитий» (в 12 книгах).

4. Устав преподобного Венедикта Нурсийского для монастыря в Монте-Кассино, в Италии.

5. Повествование святого Софрония, епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (аввы Нила Синайского).

Житие преп. Саввы Освященного, «Апостольское Предание» св. Ипполита, Армянский лекционарий начала V в., Иерусалимский канонарь, изданный прот. К. Кекелидзе также можно отнести к древнейшим источникам, в которых содержатся сведения о монашеском богослужении V-VI вв. В истории богослужебного Устава основными являются Уставы Иерусалимский и Студийский. Непосредственно, в истории Типикона большое значение имел и Устав Великой церкви - Святой Софии в Константинополе.

Устав Иерусалимский преподобного Саввы Освященного отображает литургическую жизнь и монашеские традиции палестинских монастырей. До XI в. богослужение совершалось по Иерусалимскому Уставу в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах, затем он стал входить в практику других Церквей. Данный Устав отображает быт его Лавры и дух его преданий и наставлений. В 532 году скончался Савва, авторитет которого еще при жизни был очень высок. «Предание» Саввы также связывают с именем Леонтия Византийского, одного из видных церковных писателей того времени. Без сомнения, что святой Савва в своей обители ввел какой-то устав, но вероятно, что на его Устав влияли иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Устав был принят святым Саввой от славного палестинского подвижника и его учителя, преподобного Евфимия Великого. «Предание» печатается в виде предисловия к теперешнему Типикону. Со слов блаженного Симеона Солунского, в 614 году при взятии Иерусалима персидским царём Хосровым, список Устава святого Саввы сгорел. Около 640 года святой Софроний, патриарх Иерусалимский, который жил в Лавре святого Саввы, долгое время редактировал и ввел в церквах своей Патриархии Устав иерусалимского храма Воскресения. В VIII веке святой Косма Маиумский и святой Андрей Критский Устав обогатили своими канонами. В Студийской обители в Константинополе Устав был много восполнен песнопениями, составленными ее подвижниками Митрофаном, Анатолием, Феодором Студитом, Иосифом, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Григорием, митрополитом Никомидийским. Позже над Уставом трудились Никон Черногорец (XI век), патриархи Константинопольские Алексий (XI в.) и Филофей (XIV в.) и патриарх Тырновский (Болгарский) святой Евфимий (XIV век).

Первоначальная редакция Устава святого Саввы была краткой и содержала дисциплинарные правила, которые преобладали над богослужебной частью. Тактикон Никон Черногорец, монах на Черной Горе, близ Антиохии (вторая половина XI - первая половина XII века) способствовал распространению Иерусалимского Устава, что отобразилось на более позднюю редакцию Устава святого Саввы. Благодаря труду Никона, который знал современные ему уставы и сравнил их, на сегодняшний день можно составить представление о не дошедших до нас редакциях уставов того времени. До XI века богослужение совершалось по Иерусалимскому Уставу в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах. В дальнейшем он стал входить в практику других Церквей. Авторитет Иерусалимского Устава был главной причиной его распространения, как создания подвижников Святой Земли. Славянские Церкви, в условиях охватившей весь православный Восток магометанской экспансии, видели светоч Православия, хранимый Промыслом Божиим, поэтому способствовали распространению этого Устава. Устройство метоха (подворья) иерусалимской Лавры святого Саввы в Константинополе, приезды Иерусалимских патриархов в Константинополь, занесение святым Саввой Сербским Иерусалимского Устава в афонский монастырь Хилендар и в Сербию так же способствовали распространению Устава и в другие области. В Константинополе переход на Иерусалимский Устав произошел около XII века. На Афоне некоторые положения этого Устава о Успенском посте вызвали споры, в последствии чего, афонская братия обратилась к патриарху Константинопольскому Николаю Грамматику, который в своем послании Протату Святой Горы отдал предпочтение иерусалимскому обычаю. После периода Крестовых походов Студийская Лавра в Константинополе Студийский Устав полностью вытесняется Иерусалимским, в который так же входят студийские особенности. В 1293 году в восстановленном императором Константином Палеологом Студийском монастыре был введен уже не чисто Студийский Типикон, а сводный из уставов Иерусалимского (Савваитского), Студийского и Великой церкви. Устав Великой церкви также претерпевает большие изменения в связи с влияниями Студийского и Иерусалимского уставов, а позже также и в силу упрощения литургической обрядности.

Устав Студийский - другой Типикон, также вошёл в широкое богослужебное употребление. По Студийскому Уставу служба совершалась в храмах Константинопольского Патриархата, в некоторых областях Малой Азии, на Афоне, в Южной Италии, первоначально на Руси (особенно в монастырях). В Студийском Уставе: нет всенощных бдений; в течение всего года служатся вечерня, полунощница, утреня, не поётся великое славословие на утрене, преобладание студийской гимнографии. В истории Восточной Церкви эта обитель заняла центральное место, которое объясняется близостью к центру церковной, умственной, политической и общественной жизни Византии. В период иконоборческих споров Студийский монастырь приобрел особенное значение, возглавляемый знаменитым игуменом преподобным Феодором Студитом, чьё богослужение было образцовым благодаря ревностному старанию. В период борьбы между сторонниками патриархов Константинопольских Игнатия и Фотия эта обитель благодаря своему огромному нравственному авторитету всегда принимала участие в данных процессах и часто решала вопросы. Царское внимание к обители позволило ей рано приобрести ряд привилегий и большое богатство в утвари, ризнице и пр. В праздник Усекновения главы Ионна Предтечи в монастырь совершались царские выходы. С 1381 года архимандрит монастыря стал первым в ряду прочих настоятелей монастырей.

Особый уклад монастыря создался рано и был закреплен в первоначальных формах «Начертания» Устава. В конце X - начале XI века много спустя после кончины преподобного Феодора Студита был записан более полный Устав, который не дошел до нас.

Около 1065 года преподобный Феодосий Печерский перенес в Киев в свою Лавру, но это не есть Студийский Типикон в чистом его виде, а так называемый Типикон патриарха Константинопольского Алексия. В 1034 году он основал около Константинополя монастырь в честь Успения Богородицы и положил с некоторыми изменениями и дополнениями в его основание Студийский Устав. С этого-то именно Алексиево-Студийского Типика преподобный Феодосий Печерский и переписал Устав для Печерского монастыря. Типика Студийского монастыря в чистом виде и первоначальной редакции не дошла до нас. Профессор А.А. Дмитриевский тщательно исследовал все восточные монастырские книгохранилища, но найти первоначальный вид так и не удалось.

Сопоставляя списки уставов студийского типа, применявшиеся в славянских землях, в России, в южноиталийских областях, можно определить особенности в сравнении с другими Уставами История Церковного устава [Электронный ресурс]. - URL : http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss01.htm.:

1. Служба по Студийскому Уставу совершалась в храмах Константинопольского Патриархата, в некоторых областях Малой Азии, на Афоне, в Южной Италии, первоначально на Руси.

2. Студийский Устав был написан для монахов, которые жили в одной ограде, в городе, под непосредственным наблюдением одного игумена. В Лавре святого Саввы монахи жили в рассеянных пещерах-келлиях и сходились в церковь только под воскресные дни и большие праздники.

3. В Иерусалимском Уставе: есть всенощные бдения; первый час соединяется с утреней, поется великое славословие, преобладание своих, савваитских авторов. Самая важная отличительная особенность Студийского Устава - отсутствие на воскресной утрени Непорочных. Преп. Феодор Студит заменил пение Непорочных степеннами, которые он составил как перифраз псалмов 18-й кафизмы. Вторую особенность Студийского Устава составляло совершение проскомидии диаконом Буфеев, П. К. Аще изволить настоятель… (Ответ на новогоднее письмо протоиерея Леонида Калинина) // Русская Православная Церковь. «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» Богословский комментарий на некоторые современные непростые вопросы вероучения [Электронный ресурс]. - 2015. - URL : http://apologet.spb.ru/ru/1991.html..

В ряду типиков Устав Евергетидский занимает особое место. Устав Евергетидский - Типик монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды, или Благодетельницы. В 1048 году вблизи Константинополя был основан монастырь, которая трудами настоятеля преподобного Тимофея была приведена в образцовое состояние. Данный ей особый Устав окончательно сформировался около половины XII века, в котором мало говорится о канонах и стихирах, а главным образом речь идёт о служении литургии. Устав Евергетидский является компиляцией разных уставов под влиянием Константинопольского Устава Великой церкви. В более позднюю пору своего существования при возрастании количества праздников некоторые Уставы вводить особые правила соединения служб, так как многие праздники так же совпадали. Именно Евергетидский Устав знал такие правила, хотя они в нем и не носили еще особого названия. Данные правила в последующих редакциях Типика получили название Марковых глав и обозначались на полях Устава сиглой «МР». Предположительно, что главы принадлежали преподобному Марку (монаху Лавры Саввы Освященного, позже - епископу Идрунтскому).

Редакции в греческом тексте Марковых глав:

1. Краткая студийская;

2. Краткая иерусалимская, которую заимствовали из студийской практики, но дополнили иерусалимскими особенностями;

3. Иерусалимская пространная, содержащая множество статей.

Славянская редакция дополнила греческую, вывив в Устав сочетание обычных памятей со славяно-русскими. Например:

· Греческая редакция содержит 95 глав, а славяно-русская - 114 глав.

· Покров Божией Матери, апостола Анании и преподобного Романа Сладкопевца;

· День памяти святителя Московского Петра (21 декабря) с Неделей святых отец, святого Саввы Сербского с отданием Богоявления.

Монастырское Богослужение, как служение подвижников, святых аскетов, в позднейшем песненном виде имело особое значение для всей Восточной Церкви. Однако в условиях обычной жизни в полной мере монастырский устав неприменим. Для богослужения приходских храмов приемлем устав удобный по исполнению, который не содержал бы громоздких и требовательных моментов. Приходские церкви с раннего времени должны были использовать доступную информацию из основных типиков. Приходские церкви не имели больших певческих хоров, но не отказывались от песненного исполнения служб. В греческой Церкви, на протяжении нескольких столетий, богослужение в таких храмах было зафиксировано в виде новой редакции Устава Великой церкви в 1838 году в Константинополе протопсалтом Константином. При написании автор обращался к рукописным савваитским уставам. Так, Константин сделал попытку создать новый приходский устав. После его смерти этот Типикон был переработан с многими поправками и приложениями протопсалтом Георгием Виолаки в 1888 г. В современный греческий Устав по сравнению с типиками введены новые службы:

· устав не знает всенощных и малых вечерен;

· литии - не на вечерне, а между полунощницей и утреней;

· Евангелие на воскресной утрени - по 8-й песни канона.

· Благовещение, приходящееся в Великую пятницу или субботу, переносится на пасхальную седмицу.

· Устав знает Марковы главы. Некоторые службы по этому Уставу приняли более краткий вид: так, после великого славословия на утрене непосредственно начинается литургия. В настоящее время Устав распространен в Церквах греческого языка и в Церкви Болгарской История Церковного устава [Электронный ресурс]. - URL : http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss01.htm..

Устав Святогорский был создан на Святой Горе Афон. В истории развития восточного монашества и богослужебного Устава Православной Церкви большое влияние оказал Афон. В конце Xв. на Афон пришёл прп. Афанасий Афонский, устроитель киновии - общежительного монастыря. Он принес на Афон Студийский устав, который был частично принят за основу, а в остальном дополнен самим прп. Афанасием. Затем в Афонские монастыри проник Иерусалимский устав. На протяжении XI-XII вв. сосуществуют Иерусалимский и Студийский уставы. Однако Иерусалимский устав стал приобретать большее распространение. Его полностью принимает Иверский (грузинский) монастырь. А Савва Сербский в Хилендаре вводит смешанный порядок - Иерусалимско-Афонский. Затем Ватопедский, Кутлумушский и другие Афонские монастыри принимают Иерусалимский устав. В сущности, это основные вехи истории богослужебного устава Шмеман, А. Око церковное - литургическая билиотека. вопросу о литургической практике (письмо моему епископу), VI. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.liturgica.ru/bibliot/schmem_lit_prakt.html..

В XIII-XIV вв. Иерусалимский Устав получил широкое распространение по всему Востоку, об этом можно судить на основании сохранившихся древнейших Греческих рукописей Иерусалимского Типикона. Появлению в России полных списков Иерусалимского Типикона предшествовало проникновение практики этого устава из Греции, начавшееся с XIII века. В русской Церкви опирались на два устава: в монастырях во главе угла был Студийский устав, а в кафедральных и приходских храмах устав Великой Церкви. В богослужении Православной Церкви было два вида пения: монашеское богослужение, в основе которого всегда лежала Псалтирь, и богослужение приходских храмов так называемые песненные последования. На протяжении истории происходило взаимопроникновение и взаимообогащение этих двух видов богослужения Дмитриевский, И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии [Текст] / И. И. Дмитриевский. - М., 1993. - С. 130..

Студийско-Алексиевский устав XI-XII вв. долгое время регулировал жизнь монастырей в России. Около 1065г. прп. Феодосий Печерский (1008-1074) ввёл Студийско-Алексеевский устав в Киево-Печерской лавре, но это был не древний Студийский устав, а его переработка. Алексиевско-Студийский Типикон называется так по имени патриарха Константинопольского Алексия, который с 1025 по 1043 год правил Студийский устав, являясь его редактором. Но со временем Иерусалимский устав вытесняет Студийско-Алексиевский устав и Устав Великой Церкви. Этот переход на Иерусалимский устав случился постепенно и, самое главное, практически безболезненно. Вхождение в богослужебный обиход Иерусалимского устава произошло в явочном порядке, а не по указу церковной власти. Переход Русского богослужения на Иерусалимский устав осуществил преемник святителя Алексия Московского, святитель Московский Киприан (1380-1406). Свт. Киприан был выходцем из Болгарии, где главенствовал Иерусалимский устав, тогда как на Руси господствовал Студийский устав. Вероятно Свт. Киприан счёл нужным перевести Русское богослужение на Иерусалимский устав, потому что Русь была частью Православного мира, где по преимуществу в то время использовался Иерусалимский устав. Свт. Киприан почил о Господе в 1406г., т.е. его правление Русской Церковью приходилось на конец XIV и начало XV веков. Свт. Киприан ввёл в Русский обиход Служебник Филофеевско-Евфимьевской редакции Скабалланович, М. Н. Толковый Типикон в 3 ч. [Текст] / М. Н. Скабалланович. - 3-е изд. - М., 2011. - С. 374, 424..

Таким образом, можно сказать, что до XIII века включительно на Руси в монастырях господствовал Студийский устав, а со времени митрополитов Фотия и Киприана началось тяготение к Иерусалимскому уставу, который практически повсеместно был принят у нас в середине XV века. К этому времени все храмы были снабжены богослужебными книгами, приспособленными под Иерусалимский устав. Получилось так, что серьезное богослужебное изменение - переход с одного устава на другой (а это значит были заменены все богослужебные тексты, ведь Студийские и Иерусалимский уставы отличаются друг от друга прежде всего своей гимнографией и лишь отчасти чинопоследованием) не вызвал возмущений и бунтов. Здесь Господь явил чудо, верующие люди оказались способными принять то, что было послано Богом и священноначалием Михаил. Конспекты лекций по Литургике // Око церковное - литургическая библиотека [Электронный ресурс]. - URL : http://www.liturgica.ru/bibliot/tahi_zd.html.. Православные христиане того времени сумели спокойно принять перемену Богослужебного устава, понимая, что суть духовности не в тех или иных канонах, а в слове Божием, которое исполняется как в Студийском, так и в Иерусалимском уставе. Достойному поведению верующих способствовал рубеж XIV-XVвв. ознаменованный мощным подъемом духовной жизни Руси, благодаря прп. Сергию Радонежскому и его ученикам. Прп. Афанасий Высоцкий (+1401), ученик прп. Сергия Радонежского, основатель Серпуховского монастыря, живший в Константинополе в начале XVв., перевел на церковнославянский язык Иерусалимский устав, так как хорошо знал греческий язык. Свой труд прп.

Афанасий Высоцкий назвал «Око Церковное». Следует помнить, что древние переводчики не просто дословно делали переводы, а вносили небольшие комментарии и дополняли своими трактовками, и таким образом, греческие богослужебные моменты дополнялись или вовсе изменялись в соответствии с реалиями литургической жизни Русских верующих людей Скабалланович, М. Н. Толковый Типикон в 3 ч. [Текст] / М. Н. Скабалланович. - 3-е изд. - М., 2011. - С. 375..