logo
ответы+по+Литургике+(2+курс+МФ)

23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.

В седмичном круге мы должны выделить три типа богослужения: воскресное, будничных дней или дней седмичных, субботнее. Годовой богослужебный круг состоит из двух частей – неподвижные праздники и подвижные. Неподвижные праздники образуют систему месяцеслова и имеют четкую разработанную иерархию, которая отражена в главе Типикона «О знамениях праздников месяцеслова».

В праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целые службы, такие, которых в будничном не было вообще. Частей праздничного богослужения четыре: малая вечерня, лития, полиелей и праздничное окончание.

Малая вечерня. Великая вечерня совершается при полиелейной и бденной службе, то есть при великих и средних праздниках. Будничная вечерня совершается при малых праздниках месяцеслова. А малая вечерня совершается только в те дни, когда служится бдение, будь то великий праздник или средний. Обычно считается, что малая вечерня появилась в XII-ХIII вв., а к XIV веку приобрела тот вид, который нам знаком, то есть это служба достаточно поздняя. Устав малой вечерни описан в 1-й главе Типикона: «Благословен Бог...»;9 час.; «Благословен Бог»; 103-й Псалом.; «Господи, помилуй» 3 раза, Слава, и ныне.; «Господи, воззвах...» и стихиры на Господи, воззвах на 4.; «Свете тихий»; Прокимен дне.; «Сподоби, Господи»; Стих. на стих.; «Ныне отпущаеши» и Трисвятое по Отче наш.; Тропарь.; Ектенья сугубая сокращенная; Окончание.

На малой вечерни по типикону совершается перенос креста с жертвенника на престол в праздники Крестовоздвижения, Крестопоклонную неделю Великого Поста, Происхождения древ Креста.

Лития от греч. «моление», причем моление усердное, усиленное, исторически связана с шествием, исхождением из храма (в нашей традиции священнослужители выходят из алтаря и уходят от него максимально далеко). Совершается только на великой вечерне, после просительной ектеньи. Когда совершается бденное богослужение, лития служится обязательно, но может совершаться также, когда по месяцеслову назначена полиелейная служба. Благословение хлебов совершается только тогда, когда была лития, но как бы не в рамках самой литии (ели лития входит в состав полиелейного, а не бденного богослужения, то благословения хлебов не бывает).

Полиелей (от греч. многомилостиво – рефрен псалмов «яко в век милость его») – это праздничная часть утрени (появляется в Иерусалимских уставах где-то с VII века). Он совершается при трех знаках праздника: при бденной службе великих праздников, при бдении средних праздников и при службе, которую мы собственно и называем полиелеем. После чтения седальнов и начинается полиелей. Схема полиелея не в воскресный день: полиелейных псалмы: 134-го и 135-го;Вел-ние со стих. пс. избр. из Ирмология;М.Ект.; Седален по полиелее; Степенны: 1-й антифон 4-го гласа.; Прокимен и «Всякое дыхание…»; Еванг.; 50-й пс.; Слава: «Молитвами...», И ныне... «Молитвами Богородицы...», стих «Помилуй мя, Боже...» (1-й стих 50-го псалма), стихира по 50-м псалме (М); «Спаси Боже...», «Господи, помилуй» 12 раз, возглас свящ. «Милостию и щедротами...».

Праздничное окончание утрени совершается при красных праздниках месяцеслова. Схема праздничного окончания утрени: «Всякое дыхание…»; хвалитные псалмы 148,149,150.(на два хора).;Стих. на «хвалитех» О:4Вск.М:4; Сл: стих. Ев, нн: «Преблагосл. еси…»; Великое славословие; Тро-рь (с Богородичном); С. ектенья в сокр. вар-т; П. ектенья. Ок. утрени.

Служба Господского двунадесятого праздника будет совершенно одинакова во все дни седмицы и если Господский двунадесятый праздник попадет на день воскресный, то воскресная служба служится не будет. Двунадесятый Господский праздник столь важен, что на него почти не оказывает никакого влияния день седмицы. Богородичные двунадесятые праздники имеют несколько другой устав. Если они попали в седмичный день или субботний, то вся служба празднику. Если же двунадесятый Богородичный празд­ник попал на день воскресный, то Устав предписывает соединение воскресной и Богородичной служ­бы. Это свидетельствует нам о величии воскресного дня, который уступает только Господскому двунадесятому празднику.

Устав служения великим праздникам святых в общем совпадает с уставом служения бденному святому, но есть кое-какие мелочи, о которых сейчас не время говорить.

И Господские, и Богородичные двунадесятые праздники (т.е. все великие, кроме Обрезания и Покрова) обязательно имеют период предпразднства и попразднства, т.е. есть дни ожидания празд­ника и дни продолжения праздника после первого дня. Попразднство заканчивается отданием. Отда­ние – это особый день, когда совершается служба (за некоторыми исключениями) только лишь од­ному празднику, но не такая торжественная, как в первый день. Предпразднство бывает один день, как у Крестовоздвижения, а у Рождества и Богоявления предпразднство 5 дней. Попразднство бывает один день, а бывает 9 дней, как после Успения и Богоявления. Великих праздников святых то эти праздники имеют по одному дню попразднства. И Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, и праздник свв. апостолов Петра и Павла имеют по одному дню попразднства. В Господские двунадесятые праздники на литургии поются праздничные антифоны и на входе по­ется не Приидите, поклонимся..., а возглашается особый стих (в нынешней практике его возглашает дьякон, хотя по Уставу должен петь хор). В Богородичные двунадесятые праздники поются антифо­ны изобразительны и на входе Приидите, поклонимся.... С первого дня праздника до его отдания на литургии поется тропарь и кондак праздника, за редкими исключениями, возглашается прокимен праздника, и поется задостойник и киноник (причастный стих) праздника. Кроме того, двунадесятые Господские праздники имеют праздничный отпуст, а Богородичные – обычный отпуст, одинаковый для всех праздников.

6 глава Типикона – Указания, в какие дни года бывают бдения.

49 глава содержит последования для дней приготовительных к Великому посту и для самого Великого поста, т.е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи.