logo
Анализ 22-46 глав Типикона

1.3 История Церковного устава

В истории Типикона наблюдаются два периода. Первый период с IV-IXвв. - это эпоха, когда одновременно происходит развитие каждого из двух типов богослужения - мирского и монашеского, их сближение и влияние друг на друга. С течением времени стало ясно, что во всей полноте Устав монастырского Богослужения неприменим для приходских храмов. Для богослужения приходских храмов нужен удобоисполнимый устав, который не был бы громоздким, слишком требовательным, но в то же время, сохраняя завет апостола: «вся благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14, 40) - соответствовал духу православного, аскетического богослужения. Второй период с IX в. - эпоха развития устава уже внутри законченного синтеза, борьбы и взаимодействия разных видов Типикона. Историки Типикона обращают внимание на второй период, потому что только от него сохранились письменные свидетельства в виде полных списков Устава Кротова, Я., Пентковский А. : Студийский устав и уставы студийской традиции [Электронный ресурс]. - URL : http://krotov.info/history/09/3/stud2001.html#s57..

Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное по ряду рукописей «Око Церковное» осуществлено в 1610 году. Сегодняшняя редакция Типикона берёт своё начало от Типикона, изданного при Московском патриархе Иоакиме в 1682г. - это первая редакция Типикона. В результате богослужебной реформы при второй редакции Типкона были затронуты тексты не только Типикон, но и богослужебных книг. Так, к примеру, если обратиться к месяцеслову Типикона, то он был тесно связан с Минеями месячными, а так как и они подверглись изменениям и исправлениям, то в свою очередь правок потребовал и месяцеслов, что и было осуществлено в 1695 году. Последняя редакция Типикона датируется 1695г. при патриархе Адриане, после которого начинается Синодальный период истории Русской Церкви. В дальнейшем Типикон практически не изменялся, ограничиваясь уточнением указаний на службы ново-прославленным святым Скабалланович, М. Н. Толковый Типикон в 3 ч. [Текст] / М. Н. Скабалланович. - 3-е изд. - М., 2011. - С. 443..

В истории развития Типикона можно отметить несколько основных дат. Существовали два литургических центра Востока - Иерусалим и Константинополь. Основные даты в истории иерусалимского богослужения:

· 614 г. - погром святынь Хосроем;

· 1009 г. - руководство Палестиной Иерусалимским Савваитским Уставом вместо Устава храма Воскресения после погрома халифа Хакема.

Основные даты в истории константинопольского богослужения:

· 726 г. - начало иконоборчества, которое продолжалось более 100 лет;

· 1204 г. - занятие крестоносцами Константинополя и разграбление ими Студийского монастыря. От данной даты начинается прекращение песенных последований по Уставу Великой церкви и распространяется Иерусалимский Савваитский Устав.

Строго установленного порядка совершения богослужений в раннехристианские времена не существовало. Церковные общины имели свои уставы, которые совпадали в основном содержании Евхаристии, но расходись в обрядовых частностях. От импровизаторской деятельности совершителей богослужения, епископов, как творцов Устава, зависело не только богослужение, но и жизнь иноков обители. Затем, с усилением централизации церковной жизни, Церковь стала принимать меры, призванные обеспечить единообразие и закрепление богослужебных текстов и обычаев История Церковного устава [Электронный ресурс]. - URL : http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss01.htm.. С IX века в Ипотипосисе, в древнейшей записи Устава прп. Феодора Студита (759-826) и в Диатипосисе прп. Афанасия Афонского (925-1000) богослужение составляет большую часть монашеского подвига, но по-прежнему много внимания уделялось дисциплинарной части Устава. Прототипом плана нынешнего Типикона послужили Ипотипосис прп. Феодора Студита (759-826), и его переработка - Диатипосис прп. Афанасия (925-1000). Эти памятники начинаются изложением Пасхального богослужения и литургических заметок, затем следует Дисциплинарная часть Типикона. В дисциплинарной части говорилось о должностных лицах, о поведении за богослужением, о монастырском столе (в отделах «О количестве и качестве пищи и питья и о благочинии на трапезах», «О св. Великой Четыредесятнице» и «О Благовещении»), о работах монахов («О соразмерности в службах») и одежде монахов («О количестве одежды и об обуви и о устроении постели и о подобном» только в Ипотипосисе) Скабалланович, М. Н. Толковый Типикон в 3 ч. [Текст] / М. Н. Скабалланович. - 3-е изд. - М., 2011. - С. 358, 418, 421, 436..

Многие видные русские иерархи и литургисты, Предсоборное Совещание, Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. в начале текущего столетия сделали немало конструктивных предложений для урегулирования богослужения. Так как вопрос о новой редакции Типикона подразумевает разумные сокращения богослужения, Типикон является идеалом и образцом богослужения. В настоящее время работа над новой редакцией Типикона продолжается в духовных академиях Русской Церкви. В 1954 году Издательство Московского Патриархата переиздало Типикон в существующей редакции, с опущением Пасхалии и прибавлением тропарей и кондаков новопрославленным русским святым.