Анализ 22-46 глав Типикона

дипломная работа

3.1 Анализ глав 22 - 30

Глава 22 «Подобает ведати, когда кадит иерей». В данной главе Типикона подробно пояснены действия иерея при каждении алтаря, каждении среднего храма и каждении притвора. В Главе 22 Типикона иерею предписано кадить вечер, на возгласе «Господи Возвах», в стихирах; на Утрени, и на 9-й песне. Предписано иерею кадить на «Непорочных» в субботу и воскресенье; на праздники Господские и в начале великой вечерни . Каждение в начале Бдения, первое в круге суточных служб, совершается с особою торжественностью, поэтому его совершает священник, а не диакон. По Типикону Глава 22: «священник кадит св. трапезу (престол) крестовидно окрест и весь жертвенник (алтарь) и, отворив св. двери, исходит». «Кадит крестовидно» - отголосок той практики каждения, при которой кадильница была без цепочек, поэтому ею удобно было делать крест. Сегодня на практике крестовидность каждения заменена его троекратностью . В Главе 22 Типикона после возгласа «Возстаните» начинается каждение средней части храма: «Священник кадит сначала пред св. дверьми, затем иконы на правой стороне иконостаса и на левой, предстоятеля и оба лика по чину. При этом священнику предшествует параекклисиарх или диакон со свечой. Кадя, священник «поклоняется мало», то же делает и спутник его». На сегодня, священник, идя по храму, кадит не только стоящий народ, но ранее его и иконы средней части храма .

В сравнении с другими рукописными списками Уставов Глава 22 нынешнего Типикона имеет определённые различия:

1.Древний устав Диатипосис патр. Филофея: «в предшествии его (евтаксия, соответствует параекклисиарху) со свещником, кадит иерей весь храм по обычаю, выйдя из св. дверей».

2.Древнейшая редакция Иерусалимского Типикона: «изшед св. дверьми, кадит и там крестообразно, затем главной, также игумену и хору по обычаю в предшествии кандиловжигателя с возжженной свечой, затем выходит в притвор...».

3.Славянская рукопись Иерусалимского устава XIV-XV в.: «исходит из алтаря, преидущи свещи и кадит св. двери крестообразно и св. иконы, посем кадит игумена трижды крестообразно или место его и оба лика по чину своему; и исходит в притвор».

В Главе 22 Типикона каждение притвора начинается с того, что священник: «творит крест

Делись добром ;)