12. Типикон, его состав.
Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова типос – образец), носит и другие названия, например: «Устав». По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, является св. Феодор Студит (IX в.). Его Устав был назван «отобраз, очерк». Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.
Типикон – содержит дисциплинарную и богослужебную части.
СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав)
По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав.
Причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:
I часть (1-46 гл.) – «Общая», содержащая общие указания, о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.);
указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).
II-я часть (47-51) – «Частная» содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и подвижных.
III-я часть (52-60) – «Дополнительная» содержит в себе:
1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы;
2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания.
Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположены так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:
С 1 до 25-й находятся главы о праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до недели Мытаря и Фарисея.
С 25 до 48 гл. – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди.
С 48 по 58 гл. — о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.
59 гл. – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Господские и Богородичные праздники.
60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.
А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Приложение с тропарями святых, службы которых содержатся в Дополнительной Минее.
ПАСХАЛИЯ (краткие сведения)
В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе – годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе – лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруце – лето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.
ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено строго определенное время празднования христианской Пасхи. На Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и постановлено: «Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием».
ОСНОВАНИЕ ПАСХАЛИИ
В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основание, эпакта, ключ границы.
Индиктион – это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион.
Сначала слово «индикт» – это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В память о Константине Великом даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам.
Кругом солнца называется период временив 28 лет, через который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются. чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным , который бывает через 3 года.
Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни.
Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.
Эпакта - в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи.
Ключом границ, или ключевыми буквами, назыв. 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. между 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.
Православную Пасху должно праздновать:
1) после иудейской,
2) в воскресный день,
3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,
4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и временами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырьмя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году.
- Экзаменационные ответы по предмету «Литургика»
- II курс, 2006 / 2007 г.
- 1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.
- 2. Литургическое время. Богослужебные круги.
- 6. Годовой.
- 3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.
- Требник – содержатся таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; панихиды, отпевания, разные чины освящения, т.Е. Чинопоследования частных молений.
- 4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.
- 5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.
- 6. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.
- 7. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.
- 3. Виды богослужебных облачений:
- 8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. Икон и св. Мощей.
- 9. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.
- 10. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.
- 11. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая.
- 12. Типикон, его состав.
- 13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.
- 14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.
- 15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.
- 16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- 17. Общее начало и его место в богослужениях. Богослужебные отпусты.
- 2) Малый отпуст.
- Отпуст совершается: после 1-го час,на великом повечерии, на великой среде (изобразительные)
- 3А) Праздничный краткий:
- 3Б) Праздничный полный:
- 18. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.
- 19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.
- 20. Часы: виды и чинопоследование.
- 21. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- 22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.
- Кнн: св б/з 6-рич и слав
- 23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.
- 24. Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.
- 25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.
- 26. Сретение Господне.
- 27. Постная Триодь. 49 глава Типикона. Система памятей великопостного и подготовительного к Посту циклов.
- 28. Приготовительный период к Великому посту
- 29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.
- 30. Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в текущем года совпал с Великой Субботой).
- 31. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.
- 32. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.
- 33. Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.
- 34. Литургия Преждеосвященных Даров.
- 35. Лазарева суббота. Неделя ваий.
- 36. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.
- 37. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.
- 38. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.
- 39. Великая Суббота.
- 41. Пасха Господня.
- 41. Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.
- 42. Антипасха и ее попразднство.
- 43. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.
- 44. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа.
- 45. Апостольский пост. 51 глава Типикона.
- 46. Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге.
- 47. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. Чины отпеваний.
- 48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.
- 49. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь. Богослужебное Евангелие
- 50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.
- 52. Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии.