logo search
Ierey-Oleg-Davydenkov_-Katikhizis_-Kurs-lektsy

Примечания. Глава 1.

  1. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 26.

  2. Петр (Л’Юилье), архим., изд. цит., с. 75.

  3. Пространный Христианский Катихизис…, с. 20.

  4. Там же, с. 21.

  5. Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 159/121.

  6. Пространный Христианский Катихизис…, с. 21.

  7. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 77.

  8. Там же, с. 75.

  9. Там же.

  10. Изд. цит., т. I, с. 86. См. также: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн. II, гл. 1, изд. цит., сс. 112, 114.

  11. Пространный Христианский Катихизис…, с. 21.

  12. Яннарас Х., изд. цит., с. 62.

  13. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 104.

  14. Слово 28 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 397.

  15. Яннарас Х., изд. цит., с. 82.

  16. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138.

  17. Письмо к Амфилохию // Творения, т. III. СПб., 1911, с. 283.

  18. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 21.

  19. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 68.

  20. Имманентный — находящийся внутри границ опыта, доступный для восприятия и познания.

  21. Обожение (qevvwsi") — богословский и аскетологический термин, означающий теснейшее соединение человека с Богом.

Присутствие Бога в свободно созданной качественной определенности нравственного характера (то есть в человеке — О. Д.) есть его обожение” (Попов И. В., проф. Идея обожения в Древне-Восточной Церкви. М., 1909, с. 33.)

Таково объективное основание обожения.

Собственно с человеческой стороны обожение есть единение человека с Богом и включает в себя:

— нравственное единение, то есть приобретение человеком добродетелей (мудрость, любовь и др.), уподобляющих человека Богу;

— интеллектуальное единение, то есть “то внутреннее единство, которое устанавливается между познающим субъектом и познаваемой истиной” (там же, с. 29);

— энергийное единение, то есть проникновение души и тела нетварными Божественными действованиями, вследствие чего человек становится нетленным и возвышается в своих совершенствах (например, обогащается ведением предметов духовных и ведением будущего) (там же, с. 27).

При этом единении сохраняются:

— личностная самотождественность человека (там же, с. 14);

— самотождественность человеческой природы, которая не прелагается в Божество, полностью сохраняя свои существенные свойства (там же, сс. 7–8).

  1. Об учении свт. Григория Паламы см., например, Лосский В. Н. Паламитский синтез // Боговидение. М., 1995, сс. 109–122.

  2. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138.

  3. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 95.

  4. Там же, с. 96.

  5. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 144.

  6. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 145, 147.

  7. См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия…, сс. 204–208.

  8. Точное изложение…, кн. 1, гл. IV, с. 7.

  9. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения, т. 1. М., 1911, с. 470.

  10. Пространный Христианский Катихизис…, с. 21.

  11. Точное изложение…, кн. 1, гл. XIII, с. 25.

  12. Свт. Григорий Нисский. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 136.

  13. Свт. Афанасий Великий. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 83.

  14. Свт. Иоанн Златоуст. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 114.

  15. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Пер. с древнегреч. под ред. Г. М. Прохорова. СПб., 1994, с. 295.

  16. См. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 124, 125.

  17. Точное изложение…, кн. 2, гл. III, с. 31.

  18. Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 35.

  19. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 135.

  20. Там же, сс. 142, 143.

  21. Пространный Христианский Катихизис…, с. 23.

  22. Точное изложение…, кн. 1, гл. XI, с. 20.

  23. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 101.

  24. Пространный Христианский Катихизис…, с. 23.

  25. Слово 31 // Творения, т. I, изд. цит., с. 458.

  26. Записки на кн. Бытия I, 2. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 42.

  27. Шестоднев, бес. IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 166.

  28. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 169.

  29. Очерк мистического богословия…, изд. цит., с. 138.

  30. Цит. по: Помазанский М., протопр., изд. цит., с. 40.

  31. Тропарь Богоявления.

  32. Цит. по: Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, с. 80.

  33. Подробно о динамизме см.: Дюшен Л. История Древней Церкви. Пер. с франц. М., 1912, т. I, сс. 312–318; Болотов В. В, проф., изд. цит., сс. 308–309; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 80–81; Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, сс. 149–150; Спасский А., проф. История догматических движений. М., 1995 (репринт), сс. 32–45.

  34. Подробно о модализме см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 309–320; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 81–83; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 150–152; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 44–59, 110–115.

  35. О доктрине Ария см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 10–16; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 88–94; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 332–333; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 169-173; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994, сс. 10–20; Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 8–12.

  36. Великими Каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей IV столетия, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице — свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

  37. О троичном богословии великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 74–89, 107–114, 145–152; Болотов В. В. изд. цит., сс. 89–91; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 109–118; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 360–363; Спасский А., изд. цит., сс. 488–533; Киприан (Керн), архим. Золотой век Святоотеческой письменности. М., 1995, сс. 74–81, 106–107, 120–123.

  38. Свт. Григорий Богослов. Слово 33 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491.

  39. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9–10.

  40. О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995, сс. 106–128.

  41. Слово 31 // Творения, т. I, … с. 448.

  42. Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII в. и его сочинения // Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11.

  43. “… все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица “суть Три, в Которых Божество”. — Orat. XXXIX. PG 36, col. 345d.

  44. Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как “способы бытия (trovpoi uJpavrxew)” Божественной природы. См.: Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii. PG, 45, col. 193.

  45. “… сущность же не имеет самостоятельного бытия, но усматривается в личностях”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Из дальнейшего контекста следует, что термины “сущность (oujsiva)” и “природа (fuvsi")” св. Иоанн использует как синонимы.

  46. Лосский В. Н. Очерк…, сс. 43, 215–216.

  47. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 255.

  48. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… кн. 1, гл. VIII, изд. цит., с. 16.

  49. Там же, с. 14.

  50. Лосский В. Н. Очерк…, сс. 44, 216.

  51. Там же, сс. 216, 219.

  52. Пространный Христианский Катихизис…, с. 24.

  53. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31.

  54. Воронов Л., прот. Догматическое богословие. СПбДА, 1994, сс. 5–6.

  55. Зороастризм // Философский словарь. М., 1986, с. 152.

  56. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 6.

  57. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31.

  58. Шестоднев, гл. 2, п. 3. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., с. 161.

  59. Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 356.

  60. Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 29.

  61. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 371.

  62. Слова и речи. М., 1874, т. 2, с. 37.

  63. Лосский В. Н. Очерк…, с. 222.

  64. С. 25.

  65. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 377-378.

  66. С. 25.

  67. Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 31.

  68. С. 25.

  69. Такого мнения держался, например, блж. Феодрит Киррский. См. Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 61.

  70. См.: О небесной иерархии. VI, VII. См. также Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 397; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. I, с. 31; Православное исповедание, отв. на вопр. 20. М. 1996, с. 25.

  71. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 542–544.

  72. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., с. 23.

  73. Беседа на 33 псалом. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 67.

  74. С. 25.

  75. Очерк…, с. 251.

  76. С. 26.

  77. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32.

  78. Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные, слово 6 // Творения, т. II, изд. цит., с. 30.

  79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32.

  80. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 29–30.

  81. Там же, с. 30.

  82. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 405.

  83. Там же, сс. 571–572.

  84. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 196.

  85. Пространный Христианский Катихизис…, с. 26.

  86. В контексте христологических споров VII века было установлено, что человек возникает одновременно из души и тела, поэтому более вероятно, что сотворение души и тела первого человека также совершилось одновременно. См. Прп. Максим Исповедник. I Ambiqua, 12-е письмо к Иоанну Кубикуларию. PG 91.

  87. Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца // ЖМП, 1973, № 9, с. 77.

  88. С. 27.

  89. Восточные отцы IV века…, с. 32–33.

  90. Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 239.

  91. Там же, с. 89. Также учил о “дыхании жизни” и прп. Серафим Саровский. — Из духовного наследия…, изд. цит., с. 78.

  92. Очерк…, с. 239.

  93. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 14.

  94. Троицкий С. В., проф. Философия христианского брака. Киев. 1996, с. 26.

  95. Там же.

  96. Изд. цит., с. 113.

  97. Жив Бог (православный катихизис), изд. цит., с. 17.

  98. Педагог. М., 1996, с. 35.

  99. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 157.

  100. Там же.

  101. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 453–454.

  102. Там же, с. 453.

  103. Лосский В. Н. Очерк…, с. 88.

  104. Там же, с. 91.

  105. Толкование на Книгу Бытия, т. 1. М., 1867, с. 21.

  106. Лосский В. Н. Очерк…, с. 91; Яннарас Х., изд. цит., сс. 101–102.

  107. Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 20–24.

  108. Яннарас Х. изд. цит., с. 100.

  109. С. 28.

  110. Там же.

  111. Там же.

  112. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXX, с. 71.

  113. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 126.

  114. Там же, с. 516.

  115. Послание Восточных Патриархов, гл. 3, изд. цит., с. 148.

  116. Точное изложение…, кн. 2, гл. XII, с. 50.

  117. Воронов Л., прот. изд. цит., с. 26.

  118. Пространный Христианский Катихизис…, с. 27.

  119. Там же.

  120. К Автолику II, 24 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, с. 488.

  121. Пространный Христианский Катихизис…, с. 29.

  122. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 69.

  123. На Ин., IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 519.

  124. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 68.

  125. “О воскресении мертвых”. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 526.