2.3. Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа
Сущность воплощения состоит в том, что Сам Сын Божий, не переставая быть тем, чем Он был от вечности, то есть истинным Богом, становится, сверхъестественно родившись по человечеству от Пресвятой Девы Марии, тем, чем Он не был, то есть истинным человеком. Св. Иоанн Дамаскин описывает это величайшее чудо следующим образом:
“Тогда осенил ее (Деву Марию. — О. Д.) как бы божественное семя Сын Божий, ипостасная премудрость и сила всевышнего Бога, единосущная Отцу, из непорочных и чистейших ее кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживленную душою мыслящею и разумною, не через оплодотворение семени, но творчески через Святого Духа”31.
Это значит, что в силу сверхъестественного зачатия, человечество Спасителя никогда не существовало отдельно от Божества как отдельная человеческая особь.
“Если кто говорит, что в Деве образовался человек, потом уступил место Богу, то он осужден”,32 —
утверждает свт. Григорий Богослов.
Таким образом, вследствие Воплощения Бог Слово пребывает в таком же отношении к воспринятой Им человеческой природе, в каком личность каждого человека находится в отношении своего тела. По словам свт. Кирилла Александрийского, с момента воплощения человечество
“поистине собственно Слову все животворящему, собственно так, как если бы случилось кому-нибудь из нас называть свое тело собственным”33.
“Само Слово сделалось для плоти Ипостасью. Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она была уже плотью Бога — Слова” 34, —
разъясняет св. Иоанн Дамаскин.
Это значит, что человечество Спасителя ни одного мгновения не существовало до Воплощения, но самое бытие свое получило в Ипостаси Бога Слова, став с момента зачатия собственным человечеством Бога, Сына Божия. С этого мгновения вся жизнь воспринятого человечества, душевная и телесная, становится содержанием Божественной Личности, второго Лица Пресвятой Троицы. Следовательно, во Христе нет отдельной человеческой ипостаси, особого человеческого лица, отличного от Лица Сына Божия.
“Христос не обладает некоей человеческой ипостасью, которая обособлена подобно нашей. Но Ипостась Слова является общей, неотделимой как от Его человеческой, так и от Его Божественной природы”35.
“… во Христе Иисусе есть единое Лицо Бога Слова, единое “Я”, единично сознающее Себя в двойстве естеств и управляющее всеми явлениями и обнаружениями в жизни человека”36.
Иными словами, во Христе есть истинная человеческая природа, включающая и тело, и душу с их естественными свойствами и способностями. Однако Тот, Кто обладает этой природой как своей собственной, Тот, Кто живет и действует через эту природу и осознает Себя через нее, есть Бог — Второе Лицо Пресвятой Троицы.
Тем самым Христос есть единая Ипостась, единое Лицо, единое “Я”, личностно тождественное Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Бог Слово есть единый Субъект всех действий и состояний Богочеловека, как по Божеству, так и по человечеству.
Слово “воплощение” означает восприятие плоти вообще и не является достаточным для указания на полноту воспринятой человеческой природы. Поэтому в текст Символа веры включено слово “вочеловечивыйся”. Исторически это связано с заблуждением Аполлинария Лаодикийского (сер. IV в.). Пытаясь рационально объяснить тайну соединения во Христе двух природ, Аполлинарий пришел к выводу, что Бог не мог воспринять человеческую природу во всей полноте, поскольку два свободных разумных существа не могут соединиться воедино. Исходя из платонистской антропологической схемы, согласно которой человек состоит из тела, души и духа (ума), Аполлинарий считал, что во Христе было лишь человеческое тело и человеческая неразумная душа, оживляющая тело, однако ума, являющегося источником самоопределения человека, во Христе не было, его заменил Божественный Логос. Таким образом, по мнению лаодикианина, можно говорить только о воплощении, а не о вочеловечении Слова, поскольку Христос не является истинным, совершенным человеком37.
В полемике с Аполлинарием свв. отцы сформулировали сотериологический принцип: “невоспринятое не уврачевано”. Господь воплотился, чтобы спасти, исцелить поврежденную грехом человеческую природу; поэтому то, что Господь воспринял в единство Своей Ипостаси, то и исцелено, и напротив, если бы нечто не было воспринято, то осталось бы в падшем состоянии. Исходя из этого принципа, свт. Григорий Богослов писал:
“Ум в Адаме не только пал, но первый был поражен, ибо что приняло заповедь, то и не соблюло заповеди, то отважилось и на преступление, и что преступило, то наиболее имело нужду в спасении, а что имело нужду в спасении, то и воспринято. Следовательно, воспринят ум”38.
- Катихизис
- 1.2. Что такое вера?
- 1.3. Предмет настоящего курса
- 2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина
- 2.1. Значение разума в религиозной жизни
- 2.2. Что необходимо для спасения
- 2.4. Догматическое сознание и ересь
- 2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина
- 3. Православная катихизическая литература
- Примечания. Введение.
- Часть первая Понятие о Божественном Откровении
- Глава I Пути богопознания
- 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания
- 2. Два пути естественного богопознания
- 3. Сверхъестественное богопознание
- 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения
- 3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе
- 3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения.
- 3.4. Полнота новозаветного Откровения
- Примечания. Глава I.
- Глава II Понятие о Священном Предании и Священном Писании1
- 1. Священное Предание
- 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов
- 1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания
- 1.3 Три уровня Священного Предания
- 2. О Священном Писании в особенности
- 2.1. Понятие о Священном Писании. Библия
- 2.2. Богодухновенность Священного Писания
- 2.3. Канон книг Священного Писания
- 2.3.1. Священные книги Ветхого Завета
- 2.3.2. Священные книги Нового Завета
- 2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие
- А) знамения
- Б) силы
- 2.5. Правила чтения Священного Писания
- 3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию
- 3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания
- 3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)
- 3.3. Священное Писание как форма Священного Предания
- 3.4. Другие формы Священного Предания
- 3.4.1. Правило веры
- 3.4.2. Литургическое предание
- 3.5. Священное Писание — наиважнейшая из форм Священного Предания
- 3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?
- 4. Божественное Откровение и Церковь
- 4.1. Церковь — “верное хранилище Священного Предания”
- 4.2. Церковь — единственная верная истолковательница Священного Писания
- 5. Что значит изучать Предание?
- Примечания. Глава II
- Часть вторая Толкование на Символ веры Введение
- 1. Понятие о Символе веры
- 2. Понятие о Вселенских Соборах
- Примечания. Введение к толкованию Символа веры.
- Глава I 1-й Член Символа веры
- 1. Исповедание веры
- 2. Учение о существе Божием
- 2.1. О единстве существа Божия
- 2.2. О возможности познания существа Божия
- 2.2.1. Непознаваемость Божественной сущности
- 2.2.2. Понятие “сущности”
- 2.2.3. Возможность познания Бога по Его действованиям
- 2.2.4. Нетварный характер Божественных энергий
- 2.3. Свойства естества Божия
- 2.3.1. Бог есть Дух
- 2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих28
- 2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии
- 2.3.3.1. Вечность
- 2.3.3.2. Вездесущие (вездеприсутствие)
- 2.3.3.3. Неизменяемость
- 2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии
- 2.3.4.1. Всеведение
- 2.3.4.2. Всемогущество
- 2.3.4.3. Всеблаженство
- 2.3.4.4. Благость
- 2.3.4.5. Правда
- 2.3.3. Антропоморфизмы Священного Писания
- 3. Догмат о Пресвятой Троице
- 3.1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
- 3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании
- 3.2.1. Учение Ветхого Завета
- 3.2.2. Учение Нового Завета
- 3.3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице
- 3.3.1. Монархианство
- 3.3.1.1. Динамизм, или адопцианство54
- 3.3.1.2. Модализм55
- 3.3.2. Арианство56
- 3.4. Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы
- 3.5. Понятие личности; личность и природа
- 3.6. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
- 3.6.1. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц
- 3.6.1.1. Отношения между Отцом и Сыном
- 3.6.1.2. Отношение между Отцом и Святым Духом
- 3.6.2. Личные (ипостасные) свойства
- 3.6.3. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц
- 4. Бог как Творец и Промыслитель мира
- 4.1 Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира
- 4.1.1. Дуализм
- 4.1.2. Пантеизм
- 4.1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение “из ничего”
- 4.2. Побуждение и цель творения мира
- 4.3. Основные виды творений Божиих
- 4.3.1. Мир духовный или ангельский
- 4.3.1.1. Сотворение Ангелов Богом, время их сотворения
- 4.3.1.2. Ангельская иерархия91
- 4.3.1.3. Ангелы Хранители
- 4.3.1.4. Разделение Ангелов на добрых и злых, бытие злых духов
- 4.3.1.5. Падение злых духов
- 4.3.1.6. Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов
- 4.3.2. Творение вещественного мира
- 4.3.3. Творение человека
- 4.3.3.1. Природа человека
- 4.3.3.2. Образ и подобие Божие в человеке
- 4.3.3.3. Назначение человека
- 4.3.3.4. Предопределение Божие
- 4.3.3.5. Состояние первозданного человека
- 4.4. Христианское учение о Промысле Божием
- 4.4.1. Действительность Промысла Божия
- 4.4.2. Действия Промысла Божия
- 4.4.3. Виды Промысла Божия
- 4.4.4. Образы Божественного Промысла
- Примечания. Глава 1.
- Глава II о втором члене Символа веры
- 1. Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа
- 1.1. Почему Иисус назван “Христом”
- 1.2. Иисус Христос — истинный Сын Божий
- 1.3. Предвечное рождение Сына Божия
- 1.4. Иисус Христос есть Господь
- 2. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире
- Примечания. Глава II
- Глава III о третьем члене Символа веры
- 1. Грехопадение прародителей
- 1.1. Состояние человека до грехопадения
- 1.2. Сущность грехопадения
- 1.3. Последствия грехопадения, проклятие
- 1.3.1. Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком
- 1.3.2. Последствия грехопадения в природе человека
- 1.3.3. Последствия грехопадения в отношениях между людьми
- 1.3.4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком
- 1.4. Первородный грех
- 2. Православное учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа
- 2.1. Господь Иисус Христос — “посредник между Богом и человеками” (1Тим. 2, 5)
- 2.2. Господь Иисус Христос — истинный Человек
- 2.2.1. Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа
- 2.2.2. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству
- 2.2.2.1. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом
- 2.2.2.2. Господь Иисус Христос есть человек безгрешный
- 2.3. Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа
- 2.4. Образ соединения двух природ во Христе (понятие о ересях несторианства и монофизитства)
- 2.5. Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств
- 2.5.1. “Общение свойств”
- 2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе
- 2.5.3. Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение
- 2.5.4. В Господе Иисусе Христе две воли и два действования
- 3. О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству Воплощения Сына Божия
- Примечания. Глава III.
- Глава IV Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение, или о таинстве Искупления
- 1. Понятие “спасения”
- 2. Этимология слова “искупление”
- 3. Цель Искупления и его необходимость
- 4. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения
- 4.1. Что необходимо для спасения
- 4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в “Пространном Православном Катихизисе”
- 4.3. Православное учение об образе совершения Иисусом Христом нашего спасения
- Примечания. Глава IV.
- Глава V о четвертом члене Символа Веры
- 1. Крестная жертва — центральное событие Искупления
- 2. Каким образом пострадал Сын Божий
- 3. Значение слов “при Понтийстем Пилате”
- 4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной Жертвы
- Примечания. Глава V.
- Глава VI о пятом члене Символа веры
- 1. Сошествие Иисуса Христа во ад
- 2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых
- 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления
- 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении
- 2.3. Действительность Воскресения Христова
- Примечания. Глава VI.
- Глава VII о шестом члене Символа веры
- 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа
- 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления
- 2. Значение выражения “седяща одесную Отца”
- Примечания. Глава VII.
- Глава VIII о седьмом члене Символа веры
- 1. Учение Церкви о Втором пришествии Христовом
- 1.1. Неизвестность времени Второго пришествия
- 1.2. Признаки Второго пришествия
- 1.3. Образ Второго пришествия Христова
- 2. Образ и содержание будущего суда Христова
- 3. Виды царствия Христова и бесконечное Царствие Христово
- Примечания. Глава VIII.
- Глава IX о восьмом члене Символа веры
- 1. О Божественном достоинстве Святого Духа
- 2. Личное свойство Святого Духа
- 3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам
- Примечания. Глава IX.
- Глава X о девятом члене Символа веры
- 1. Понятие о Церкви Христовой
- 2. Понятие о Церкви Христовой на земле
- 3. Существенные свойства Церкви Христовой
- 3.1. Единство Церкви
- 3.1.1. Единство — принцип бытия Церкви
- 3.1.2. Внешнее выражение единства Церкви
- 3.1.3. Единство Церкви земной и Церкви небесной
- 3.1.3.1. Почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной
- 3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
- 3.1.3.3. Молитвы Церкви за усопших
- 3.2. Святость Церкви
- 3.3. Соборность (кафоличность) Церкви
- 3.4. Апостольство Церкви
- 3.4.1. Апостольское предание
- 3.4.2. Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия
- 4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
- Примечания. Глава X.
- Глава XI о десятом члене Символа веры
- 1. Понятие о церковных таинствах
- 2. Таинства Церкви
- 2.1. Крещение
- 2.2. Миропомазание
- 2. 3. Таинство Евхаристии
- 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии
- 2.3.2. Установление таинства Евхаристии
- 2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии
- 2.3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Таин
- 2.4. Таинство покаяния
- 2.5. Таинство священства
- 2.6 Таинство брака
- 2.7. Елеосвящение
- Примечания. Глава XI.
- Глава XII Об одиннадцатом члене Символа веры
- 1. Учение о воскресении мертвых
- 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании
- 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего
- 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
- 1.4. Изменение живых при воскресении умерших
- 2. Кончина мира
- 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения
- Примечания. Глава XII.
- Глава XIII о двенадцатом члене Символа веры
- 1. Вечное блаженство праведников
- 2. Вечные мучения грешников
- Примечания. Глава XIII.