logo
Ierey-Oleg-Davydenkov_-Katikhizis_-Kurs-lektsy

4.3.1.1. Сотворение Ангелов Богом, время их сотворения

Священное Писание прямо говорит, что Ангелы сотворены Богом:

Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их” (Неем. 9, 6).

Строго опираясь на данные Священного Писания, можно утверждать, что Ангелы сотворены не позже третьего дня творения. В Иов. 38, 4–7 говорится, что Бог основывал землю

при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (Ангелы — О. Д.) восклицали от радости”.

В святоотеческой литературе по вопросу о времени сотворения Ангелов чаще других встречаются следующие два мнения. Согласно первому, Ангелы сотворены прежде вещественного мира. Св. Иоанн Дамаскин писал:

Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека”88.

Это мнение разделяли многие свв. отцы, и оно вошло в катихизисы, в том числе и в “Пространный Катихизис”, где сказано, что сотворено “невидимое прежде видимого89.

Согласно второму мнению, Ангелы сотворены одновременно с вещественным миром или позже его. Ведь Ангелы, будучи существами тварными и, следовательно, ограниченными, зависят от времени и пространства как категорий тварного бытия, хотя по отношению к пространству и времени Ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди. Так, Ангелы не имеют вида, подобного телам, и поэтому не имеют троякого измерения. Однако для своего существования они нуждаются в месте, так как не обладают свойством вездеприсутствия. Например, когда они находятся на земле, их нет на небе, и наоборот. В определенной степени Ангелы зависят и от времени, так как в ангельском мире возможны изменения, например падение части Ангелов.

Значит, если Ангелы обладают некоторыми пространственно-временными формами, то их сотворение должно было происходить, по крайней мере, не ранее сотворения самих этих форм90.