logo
Ierey-Oleg-Davydenkov_-Katikhizis_-Kurs-lektsy

2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых

Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь:

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный”1.

Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад.

Ад… значит место, лишенное света. По христианскому учению под сим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства” (Иуд. 6)2.

Иисус Христос нисходил в ад

для того, чтобы и там проповедать победу над смертию, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия”3.

Он и нисходил… в преисподние места земли” (Еф. 4, 9), “и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал” (1 Пт. 3, 19), и “мертвым было благовествуемо” (1 Пт. 4, 6).

Следует иметь в виду, что смерть Спасителя не привела к разрушению единства Ипостаси Богочеловека, ибо естества в едином Лице Христа соединились неразлучно:

“… естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него — ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же”4.