2.5.4. В Господе Иисусе Христе две воли и два действования
Учение о двух волях и действованиях во Христе было разработано в православном богословии в VII веке в контексте борьбы с ересью монофелитства (от v — единый, v — воля). В отличие от монофизитов, монофелиты принимали орос IV Вселенского Собора и признавали реальное различие Божественной и человеческой природ во Христе. Однако при этом они утверждали, что во Христе имеет место единая воля и единое действование (энергия)47.
Признание во Христе единой воли ведет к неприемлемым последствиям. Фактически монофелитство утверждает, что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы. Признание во Христе единой Богочеловеческой воли, отличной как от Божественной, так и от человеческой, логично приводит к трибожию, то есть к рассечению Троицы на трех различных богов.
В случае признания единой воли во Христе — Божественной — человеческое естество Спасителя оказывается лишенным свойственной человеческому естеству активности и предстает как пассивное орудие Божества. Очевидно, что существо, которое не обладает человеческой волей и энергией, невозможно назвать совершенным человеком.
“Природа вне энергии есть просто абстракция, просто отвлеченная сущность, не существующая реально. Если во Христе действует только Божественная воля и энергия, <…> тогда Он всего лишь призрак человека, не обладающий реальным бытием. Тогда человеческая природа не может считаться ни воспринятой, ни исцеленной Божеством”48, –
пишет Х. Яннарас.
Согласно вероопределению VI Вселенского Собора, во Христе имеют место “две естественные воли или хотения, и два естественных действия”, которые, подобно естествам, соединены “нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно”49.
Священное Писание указывает на две воли во Христе:
“Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22, 42).
По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля. Какая же может быть во Христе воля, отличная от воли Отчей? Естественно, человеческая. Свт. Афанасий Великий комментирует этот евангельский стих следующим образом:
“показывает этим (Христос. — О. Д.) две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него”50.
- Катихизис
- 1.2. Что такое вера?
- 1.3. Предмет настоящего курса
- 2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина
- 2.1. Значение разума в религиозной жизни
- 2.2. Что необходимо для спасения
- 2.4. Догматическое сознание и ересь
- 2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина
- 3. Православная катихизическая литература
- Примечания. Введение.
- Часть первая Понятие о Божественном Откровении
- Глава I Пути богопознания
- 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания
- 2. Два пути естественного богопознания
- 3. Сверхъестественное богопознание
- 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения
- 3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе
- 3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения.
- 3.4. Полнота новозаветного Откровения
- Примечания. Глава I.
- Глава II Понятие о Священном Предании и Священном Писании1
- 1. Священное Предание
- 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов
- 1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания
- 1.3 Три уровня Священного Предания
- 2. О Священном Писании в особенности
- 2.1. Понятие о Священном Писании. Библия
- 2.2. Богодухновенность Священного Писания
- 2.3. Канон книг Священного Писания
- 2.3.1. Священные книги Ветхого Завета
- 2.3.2. Священные книги Нового Завета
- 2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие
- А) знамения
- Б) силы
- 2.5. Правила чтения Священного Писания
- 3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию
- 3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания
- 3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)
- 3.3. Священное Писание как форма Священного Предания
- 3.4. Другие формы Священного Предания
- 3.4.1. Правило веры
- 3.4.2. Литургическое предание
- 3.5. Священное Писание — наиважнейшая из форм Священного Предания
- 3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?
- 4. Божественное Откровение и Церковь
- 4.1. Церковь — “верное хранилище Священного Предания”
- 4.2. Церковь — единственная верная истолковательница Священного Писания
- 5. Что значит изучать Предание?
- Примечания. Глава II
- Часть вторая Толкование на Символ веры Введение
- 1. Понятие о Символе веры
- 2. Понятие о Вселенских Соборах
- Примечания. Введение к толкованию Символа веры.
- Глава I 1-й Член Символа веры
- 1. Исповедание веры
- 2. Учение о существе Божием
- 2.1. О единстве существа Божия
- 2.2. О возможности познания существа Божия
- 2.2.1. Непознаваемость Божественной сущности
- 2.2.2. Понятие “сущности”
- 2.2.3. Возможность познания Бога по Его действованиям
- 2.2.4. Нетварный характер Божественных энергий
- 2.3. Свойства естества Божия
- 2.3.1. Бог есть Дух
- 2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих28
- 2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии
- 2.3.3.1. Вечность
- 2.3.3.2. Вездесущие (вездеприсутствие)
- 2.3.3.3. Неизменяемость
- 2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии
- 2.3.4.1. Всеведение
- 2.3.4.2. Всемогущество
- 2.3.4.3. Всеблаженство
- 2.3.4.4. Благость
- 2.3.4.5. Правда
- 2.3.3. Антропоморфизмы Священного Писания
- 3. Догмат о Пресвятой Троице
- 3.1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
- 3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании
- 3.2.1. Учение Ветхого Завета
- 3.2.2. Учение Нового Завета
- 3.3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице
- 3.3.1. Монархианство
- 3.3.1.1. Динамизм, или адопцианство54
- 3.3.1.2. Модализм55
- 3.3.2. Арианство56
- 3.4. Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы
- 3.5. Понятие личности; личность и природа
- 3.6. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
- 3.6.1. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц
- 3.6.1.1. Отношения между Отцом и Сыном
- 3.6.1.2. Отношение между Отцом и Святым Духом
- 3.6.2. Личные (ипостасные) свойства
- 3.6.3. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц
- 4. Бог как Творец и Промыслитель мира
- 4.1 Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира
- 4.1.1. Дуализм
- 4.1.2. Пантеизм
- 4.1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение “из ничего”
- 4.2. Побуждение и цель творения мира
- 4.3. Основные виды творений Божиих
- 4.3.1. Мир духовный или ангельский
- 4.3.1.1. Сотворение Ангелов Богом, время их сотворения
- 4.3.1.2. Ангельская иерархия91
- 4.3.1.3. Ангелы Хранители
- 4.3.1.4. Разделение Ангелов на добрых и злых, бытие злых духов
- 4.3.1.5. Падение злых духов
- 4.3.1.6. Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов
- 4.3.2. Творение вещественного мира
- 4.3.3. Творение человека
- 4.3.3.1. Природа человека
- 4.3.3.2. Образ и подобие Божие в человеке
- 4.3.3.3. Назначение человека
- 4.3.3.4. Предопределение Божие
- 4.3.3.5. Состояние первозданного человека
- 4.4. Христианское учение о Промысле Божием
- 4.4.1. Действительность Промысла Божия
- 4.4.2. Действия Промысла Божия
- 4.4.3. Виды Промысла Божия
- 4.4.4. Образы Божественного Промысла
- Примечания. Глава 1.
- Глава II о втором члене Символа веры
- 1. Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа
- 1.1. Почему Иисус назван “Христом”
- 1.2. Иисус Христос — истинный Сын Божий
- 1.3. Предвечное рождение Сына Божия
- 1.4. Иисус Христос есть Господь
- 2. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире
- Примечания. Глава II
- Глава III о третьем члене Символа веры
- 1. Грехопадение прародителей
- 1.1. Состояние человека до грехопадения
- 1.2. Сущность грехопадения
- 1.3. Последствия грехопадения, проклятие
- 1.3.1. Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком
- 1.3.2. Последствия грехопадения в природе человека
- 1.3.3. Последствия грехопадения в отношениях между людьми
- 1.3.4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком
- 1.4. Первородный грех
- 2. Православное учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа
- 2.1. Господь Иисус Христос — “посредник между Богом и человеками” (1Тим. 2, 5)
- 2.2. Господь Иисус Христос — истинный Человек
- 2.2.1. Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа
- 2.2.2. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству
- 2.2.2.1. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом
- 2.2.2.2. Господь Иисус Христос есть человек безгрешный
- 2.3. Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа
- 2.4. Образ соединения двух природ во Христе (понятие о ересях несторианства и монофизитства)
- 2.5. Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств
- 2.5.1. “Общение свойств”
- 2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе
- 2.5.3. Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение
- 2.5.4. В Господе Иисусе Христе две воли и два действования
- 3. О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству Воплощения Сына Божия
- Примечания. Глава III.
- Глава IV Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение, или о таинстве Искупления
- 1. Понятие “спасения”
- 2. Этимология слова “искупление”
- 3. Цель Искупления и его необходимость
- 4. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения
- 4.1. Что необходимо для спасения
- 4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в “Пространном Православном Катихизисе”
- 4.3. Православное учение об образе совершения Иисусом Христом нашего спасения
- Примечания. Глава IV.
- Глава V о четвертом члене Символа Веры
- 1. Крестная жертва — центральное событие Искупления
- 2. Каким образом пострадал Сын Божий
- 3. Значение слов “при Понтийстем Пилате”
- 4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной Жертвы
- Примечания. Глава V.
- Глава VI о пятом члене Символа веры
- 1. Сошествие Иисуса Христа во ад
- 2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых
- 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления
- 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении
- 2.3. Действительность Воскресения Христова
- Примечания. Глава VI.
- Глава VII о шестом члене Символа веры
- 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа
- 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления
- 2. Значение выражения “седяща одесную Отца”
- Примечания. Глава VII.
- Глава VIII о седьмом члене Символа веры
- 1. Учение Церкви о Втором пришествии Христовом
- 1.1. Неизвестность времени Второго пришествия
- 1.2. Признаки Второго пришествия
- 1.3. Образ Второго пришествия Христова
- 2. Образ и содержание будущего суда Христова
- 3. Виды царствия Христова и бесконечное Царствие Христово
- Примечания. Глава VIII.
- Глава IX о восьмом члене Символа веры
- 1. О Божественном достоинстве Святого Духа
- 2. Личное свойство Святого Духа
- 3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам
- Примечания. Глава IX.
- Глава X о девятом члене Символа веры
- 1. Понятие о Церкви Христовой
- 2. Понятие о Церкви Христовой на земле
- 3. Существенные свойства Церкви Христовой
- 3.1. Единство Церкви
- 3.1.1. Единство — принцип бытия Церкви
- 3.1.2. Внешнее выражение единства Церкви
- 3.1.3. Единство Церкви земной и Церкви небесной
- 3.1.3.1. Почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной
- 3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
- 3.1.3.3. Молитвы Церкви за усопших
- 3.2. Святость Церкви
- 3.3. Соборность (кафоличность) Церкви
- 3.4. Апостольство Церкви
- 3.4.1. Апостольское предание
- 3.4.2. Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия
- 4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
- Примечания. Глава X.
- Глава XI о десятом члене Символа веры
- 1. Понятие о церковных таинствах
- 2. Таинства Церкви
- 2.1. Крещение
- 2.2. Миропомазание
- 2. 3. Таинство Евхаристии
- 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии
- 2.3.2. Установление таинства Евхаристии
- 2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии
- 2.3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Таин
- 2.4. Таинство покаяния
- 2.5. Таинство священства
- 2.6 Таинство брака
- 2.7. Елеосвящение
- Примечания. Глава XI.
- Глава XII Об одиннадцатом члене Символа веры
- 1. Учение о воскресении мертвых
- 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании
- 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего
- 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
- 1.4. Изменение живых при воскресении умерших
- 2. Кончина мира
- 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения
- Примечания. Глава XII.
- Глава XIII о двенадцатом члене Символа веры
- 1. Вечное блаженство праведников
- 2. Вечные мучения грешников
- Примечания. Глава XIII.