logo search
srednie_veka

Патристика.

Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.

В Патристике выделяется три этапа:

  1. апологетика (II-III в.)

  2. классическая патристика (IV-Vвв)

  3. заключительный период (VI-VIIIвв)

АПОЛОГЕТИКА — «это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры. Название ее происходит от греческого слова apologia, которое означает „защищать, обосновывать“». Апологетика как часть христианской теологии представляет собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры…»

Эти определения требуют некоторых пояснений. Во-первых, речь в нашем случае идет, конечно же, о христианской апологетике. Апологетика же вообще — это искусство разумной защиты какой-либо точки зрения. Не только у христиан, но и у представителей других религий и сект (и даже у атеистов) есть свои апологеты. Во-вторых, апологетика имеет рациональную природу, т. е. предполагает существование рациональных аргументов. В-третьих, апологетика — это защита, а не нападение. Это вовсе не значит, что мы должны только отвечать на критику в свой адрес, воздерживаясь от критики в адрес других. Однако отсюда следует, что наша главная цель позитивна — не разрушить чужие убеждения, а показать людям твердое основание исторического христианства. Писание говорит, что нам «не должно ссориться» — напротив, мы должны «уклоняться от глупых и невежественных состязаний» и «с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:23-25). В-четвертых, хотя апологетика является изначально богословской дисциплиной и относится к сфере практического богословия, она не носит чисто богословский характер. В действительности, апологетика находится на стыке многих дисциплин: богословия, истории, социологии, психологии и т. п. Иными словами, христианская апологетика — это сумма научных знаний и практического опыта, приложенная к задаче защиты христианской веры и разумного обоснования ее истинности.