logo
srednie_veka

Схоластика

Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. А так же - «школьная ученость».

В это время в руках церкви сосредоточилось практически все образование, обучение и вся средневековая наука. Средневековые ученые, философы, писатели были в большинстве из духовного сословия: клирики, епископы, прилаты.

Данные условия не способствовали техническому и научному прогрессу. И страны Западной Европы оказались в VIII-XIII вв далеко позади арабов. Высокий уровень арабской техники и науки, усвоение арабами научного и философского наследия античности представляют поразительный контраст в сопоставлении с уровнем западноевропейского средневековья. Вплоть до XIII в арабская наука и культура шли далеко впереди европейской. Но нельзя сказать, что европейская наука эпохи средневековья была сплошным застоем. Элементы опытных знаний в области механики, химии, медицины, географии проникали в средневековые города, благодаря купцам, мореплавателям, ремесленникам.

Сосредоточенная в руках церкви система обучения строилась следующим образом:

  1. trivium – преподавались грамматика, диалектика, риторика

  2. quadrivium – вводились элементы арифметики, геометрии, акустики (музыки) и астрономии.

Надо отметить, что западноевропейское средневековье характеризуется забвением античных научных достижений. Конечно, христианская религия и патристика содержали в себе множество элементов античных, еврейских и восточных философских учений, но, тем ни менее, объем унаследованных знаний и наличие литературных, научных и философских источников были крайне ограничены. А то, что имелось в наличии было выхолощено в угоду религиозному мировоззрению.

В средние века философская мысль могла существовать только как богословская. А философия стала «служанкой богословия».

Какие же проблемы ставила перед собой эта философия?!

Многие ученые утверждают, что основными вопросами схоластики были вопросы гносеологичексие, вытекавшие из потребности размежевания функции знания и веры. Однако такая характеристика слишком упрощает вопрос о тематике схоластической философии. Философия эта была не только логико-гносеологической. Вопросы об отношении общего к единичному тесно соприкасались с проблемами онтологическими и этическими. В зависимости от решения спора об общем и единичном находилось также решение вопроса о предопределении, о свободе воли, о примате функций человеческой души, об основе индивидуальности. В форме богословских споров о предопределении и о границах свободы воли средневековые философы ставили вопросы о поведении человека, о закономерногсти, им управляющей, и о возможности ее познания.