Природа и человек.
Согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из ничего актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживать все сущее — такое мировоззрение носит название креационизм (от лат. Creatio – творение, созидание). Таким образом мы видим перенос центра тяжести с природного на сверхприродное начало — христианский Бог, в отличие от античных богов, родственных природе, стоит над природой. Следовательно активное, творческое начало изымается из природы (космоса) и передается Богу — таким образом космос уже не есть самодавлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, как в античной философии.
Второе важное последствие креационизма — преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал: активного и пассивного (идей и материи) — на место идей дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало — Бог, все остальное его творение. Водораздел между Богом и его творением непереходимый (то есть подлинным бытием обладает только Бог — он вечен, неизменен, самотождественнен — ни от чего не зависит и является источником всего сущего).
В средневековой философии можно выделить два этапа — патристику и схоластику.