Память и история.
В период раннего средневековья можно заметить острый интерес к проблеме истории, не характерный в такой мере для античного сознания. В Античную эпоху история не рассматривается как онтологическая реальность — бытие прочно связано у языческих народов с природой, космосом, но не с историей. В Средние века на место «священного космоса» древних встает «священная история» - время из циклического начинает становится линейным. Важнейшим событием, с христианской точки зрения, становится воплощение Бога-сына в человека Иисуса — и это событие историческое и должно быть понято исходя из всей предшевствующей истории рода человеческого.
Ожидаемое христианами спасение верующих (Страшный Суд), который произойдет когда «свершатся времена», тоже мыслится как событие историческое. - ожидание конца истории, то есть эсхатологическая установка средневекового мышления приковывало внимание философов к постижению смысла истории, которая теперь превращалась в подлинную реальность, в отличие от природы, которая трактовалась символически через «святое писание».
Интерес к истории как полинной сакральной реальности соединяется с вниманием к жизни человеческой души, к «внутреннему человеку» и дает толчок к анализу памяти — способности, которая дает антропологическую основу исторического знания. Уже Августин Блаженный делает попытку рассмотреть человеческую память и дать с ее помощью новое понимание времени.
Августин доказывает, что время достояние человеческой души, а не космоса, как это было у античных философов. - Условием возможности времени является строение нашей души, имеющей три установки:
1. ожидание (устремленность к будущему)
2. внимание (прикованность к настоящему)
3. память (направленность в прошлое)
Человек, понятый сквозь призму внутреннего времени, предстает уже как историческое, а не просто природное существо.
Необходимо отметить, что в Средние века такое понимание еще не реализуется полностью, так как сама история включена в рамки «священных событий», то есть предстает как отражение некоторых сверхвременных, надысторических реальностей.