Реализм и номинализм.
Для начала необходимо отметить, что реализм в средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина.
Под релизмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (universalia sunt realia). Здесь не трудно увидеть близость с платонизмом.
Согласно средневековым релистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, так как эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, напримерн Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно только с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.
Другое направление средневековой мысли носило название номинализм и подчеркивало преоритет воли над разумом.
Термин номинализм происходит от латинского nomen – имя. Согласно номиналистам, общие понятия — имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей, и образуются нашим (человеческим) умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда вещей и явлений. - так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие «человек» входят именно такие признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem).
Крайние номиналисты, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (1050-1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более, чем звуки человеческого голоса; реально лишь единочное, а общее иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.