Фома Аквинский.
1225-1274
Один из выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Доминиканского ордена, ученик знаменитого средневекового теолога, философа, естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280).
Пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля, преобразовав его таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с христианскими догматами о творении мира из ничего и с учением о богочеловечности Христа.
Фома Аквинский разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», второй - «истины откровения». А поскольку конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, то, по мнению, Фомы, не может быть принципиального противоречия между откровением и проавильно действующим разумом, между теологией и философией.
У Фомы Аквинского — высшее начало есть само бытие. Бытие = Бог, сотворивший мир. Различая бытие (существование) и сущность, он тем ни менее не противопоставляет их, а подчеркивает их общий корень. Сущности (субстанции) обладают согласно Фоме самостоятельным бытием, в отличии от акциденций (свойств, качеств). Как и Аристотель Фома различает актуальное и потенциальное состояния «вещей». - Он рассматривает бытие, как первое из актуальных состояний — во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет 4 уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах:
низшая ступень формы бытия — внешняя определенность вещи – сюда относятся неорганические стихии и минералы.
Следующая ступень — форма является, как конечная причина вещи, которой присуща целесообразность, названная еще Аристотелем «растительной душой» как бы формирующей тело изнутри — таковы растения.
Третий уровень — животные. Здесь форма — действующая причина и сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения.
На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее.
На 4-й ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связанной с материей человеческая разумная душа не погибает со смертью тела — поэтому разумная душа носит у Фомы имя «самосущего». В отличие от нее чувственные души животных не являются самосущими — они не имеют специфических для разумной души действий — мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли) осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая (разумная) душа — бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.
Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. - Фома видит в воле практический разум, напрвленный на действие, а не на познание, созерцание. В мире Фомы Аквинского сущими в конечном итоге оказываются индивиды (скрытые сущности — дух, душа, сила). Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которое уменьшается по мере движения вниз.
Учение Фомы Аквинского (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века. Церковь (Римская) официально признала его. Это учение возрождается и в 20 веке под названием неотомизма — одного из наиболее значительных течений католической фс на Западе.
Подводя итог, можно сказать, что средневековая фс в целом характеризуется как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышление соотнесены с Богом и определяются сквозь него.