4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
Священное Писание говорит, что спасение возможно только во Христе:
“ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 12).
Без соединения со Христом невозможно принести добрый плод. Поучение о лозе и ветвях Господь заканчивает словами:
“… без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет…” (Ин. 15, 5–6).
“Поелику Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть глава Церкви, и Той есть Спаситель тела, то дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть Кафолической Церкви”27.
Таким образом, спасение осуществляется не на основании индивидуального “контракта” о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови. Христос спасает не отдельных людей, а Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый человек спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу.
Утверждая, что спасение возможно только в Церкви, невозможно не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне Церкви. Очевидно, что находящиеся вне Церкви не являются некой недифференцированной массой, существуют различные категории таких людей, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них следует отдельно.
Вероотступники лишают себя надежды на спасение. Они, “отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель” (2 Пет. 2, 1). Господь говорит о невозможности прощения тех, кто хулит Духа Святого, то есть сознательно противится Богу и Истине (Мф. 12, 31–32).
Что касается прочих людей, тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, то об их судьбе достоверно мы ничего не знаем. Бог промышляет о каждом человеке, и если для членов Церкви Христос есть Искупитель, то для внешних Он является Владыкой и Промыслителем.
“Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему” (Деян. 10, 34-35).
И Он
“воздаст каждому по делам его… Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога” (Рим. 2, 6, 9–11).
Священное Писание и Священное Предание дают некоторое основание предполагать, что, по милости Божией, не все, кто не принадлежат земной Церкви, непременно погибнут. Так, ветхозаветные праведники, не принадлежавшие видимым образом к Церкви новозаветной, тем не менее были спасены, а многие из них даже прославлены как святые. Посылая учеников на проповедь Евангелия, Господь сказал им:
“Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16, 16).
В словах Спасителя нет прямого утверждения, что некрещеные будут осуждены. Кроме того, утверждать, что находящиеся вне Церкви в принципе не могут обрести спасение, значит ставить спасение в зависимость от случайных факторов, например от времени и места рождения человека, что не соответствует духу Евангелия. Новозаветное благовестие поставляет спасение в зависимость от свободного личного выбора и утверждает абсолютную ответственность человека за свои деяния.
Конечно, положение пребывающих вне Церкви по сравнению с положением людей церковных является ущербным. Они лишены полноты богообщения, подлинной духовной жизни; для них закрыт путь святости, невозможно усвоение плодов Искупления. Они остаются “чадами гнева Божия” (Еф. 2, 3), и “гнев Божий пребывает” на них (Ин. 3, 36). Впрочем, в определенной степени и для них возможно богообщение, стремление к добру и правде, покаяние и даже достижение на этом пути определенных результатов.
Однако если предположительно мы и говорим, что спасение возможно для тех, кто находится вне ограды земной Церкви, то отсюда никак не следует, что спасение в принципе возможно без Церкви и помимо Христа, что существуют какие-то иные пути спасения. Мы не утверждаем категорически, что все те, кто во время своей земной жизни находились вне Церкви, непременно погибнут. Но если они и спасутся, то спасутся только через Церковь, через Христа, даже если их встреча с Ним состоится уже за пределами земной жизни.
В целом на вопрос о посмертной судьбе нехристиан и неправославных христиан в учении Православной Церкви нет однозначного ответа. Правильнее всего предоставить этих людей милости Божией и не стремиться предвосхитить суд Божий, помня слова ап. Павла:
“Внешних же судит Бог…” (1 Кор. 5, 13)
- Катихизис
- 1.2. Что такое вера?
- 1.3. Предмет настоящего курса
- 2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина
- 2.1. Значение разума в религиозной жизни
- 2.2. Что необходимо для спасения
- 2.4. Догматическое сознание и ересь
- 2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина
- 3. Православная катихизическая литература
- Примечания. Введение.
- Часть первая Понятие о Божественном Откровении
- Глава I Пути богопознания
- 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания
- 2. Два пути естественного богопознания
- 3. Сверхъестественное богопознание
- 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения
- 3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе
- 3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения.
- 3.4. Полнота новозаветного Откровения
- Примечания. Глава I.
- Глава II Понятие о Священном Предании и Священном Писании1
- 1. Священное Предание
- 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов
- 1.2. Божественное Откровение — принцип единства Священного Предания
- 1.3 Три уровня Священного Предания
- 2. О Священном Писании в особенности
- 2.1. Понятие о Священном Писании. Библия
- 2.2. Богодухновенность Священного Писания
- 2.3. Канон книг Священного Писания
- 2.3.1. Священные книги Ветхого Завета
- 2.3.2. Священные книги Нового Завета
- 2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие
- А) знамения
- Б) силы
- 2.5. Правила чтения Священного Писания
- 3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию
- 3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания
- 3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема)
- 3.3. Священное Писание как форма Священного Предания
- 3.4. Другие формы Священного Предания
- 3.4.1. Правило веры
- 3.4.2. Литургическое предание
- 3.5. Священное Писание — наиважнейшая из форм Священного Предания
- 3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?
- 4. Божественное Откровение и Церковь
- 4.1. Церковь — “верное хранилище Священного Предания”
- 4.2. Церковь — единственная верная истолковательница Священного Писания
- 5. Что значит изучать Предание?
- Примечания. Глава II
- Часть вторая Толкование на Символ веры Введение
- 1. Понятие о Символе веры
- 2. Понятие о Вселенских Соборах
- Примечания. Введение к толкованию Символа веры.
- Глава I 1-й Член Символа веры
- 1. Исповедание веры
- 2. Учение о существе Божием
- 2.1. О единстве существа Божия
- 2.2. О возможности познания существа Божия
- 2.2.1. Непознаваемость Божественной сущности
- 2.2.2. Понятие “сущности”
- 2.2.3. Возможность познания Бога по Его действованиям
- 2.2.4. Нетварный характер Божественных энергий
- 2.3. Свойства естества Божия
- 2.3.1. Бог есть Дух
- 2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих28
- 2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии
- 2.3.3.1. Вечность
- 2.3.3.2. Вездесущие (вездеприсутствие)
- 2.3.3.3. Неизменяемость
- 2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии
- 2.3.4.1. Всеведение
- 2.3.4.2. Всемогущество
- 2.3.4.3. Всеблаженство
- 2.3.4.4. Благость
- 2.3.4.5. Правда
- 2.3.3. Антропоморфизмы Священного Писания
- 3. Догмат о Пресвятой Троице
- 3.1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
- 3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании
- 3.2.1. Учение Ветхого Завета
- 3.2.2. Учение Нового Завета
- 3.3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице
- 3.3.1. Монархианство
- 3.3.1.1. Динамизм, или адопцианство54
- 3.3.1.2. Модализм55
- 3.3.2. Арианство56
- 3.4. Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы
- 3.5. Понятие личности; личность и природа
- 3.6. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
- 3.6.1. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц
- 3.6.1.1. Отношения между Отцом и Сыном
- 3.6.1.2. Отношение между Отцом и Святым Духом
- 3.6.2. Личные (ипостасные) свойства
- 3.6.3. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц
- 4. Бог как Творец и Промыслитель мира
- 4.1 Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира
- 4.1.1. Дуализм
- 4.1.2. Пантеизм
- 4.1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение “из ничего”
- 4.2. Побуждение и цель творения мира
- 4.3. Основные виды творений Божиих
- 4.3.1. Мир духовный или ангельский
- 4.3.1.1. Сотворение Ангелов Богом, время их сотворения
- 4.3.1.2. Ангельская иерархия91
- 4.3.1.3. Ангелы Хранители
- 4.3.1.4. Разделение Ангелов на добрых и злых, бытие злых духов
- 4.3.1.5. Падение злых духов
- 4.3.1.6. Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов
- 4.3.2. Творение вещественного мира
- 4.3.3. Творение человека
- 4.3.3.1. Природа человека
- 4.3.3.2. Образ и подобие Божие в человеке
- 4.3.3.3. Назначение человека
- 4.3.3.4. Предопределение Божие
- 4.3.3.5. Состояние первозданного человека
- 4.4. Христианское учение о Промысле Божием
- 4.4.1. Действительность Промысла Божия
- 4.4.2. Действия Промысла Божия
- 4.4.3. Виды Промысла Божия
- 4.4.4. Образы Божественного Промысла
- Примечания. Глава 1.
- Глава II о втором члене Символа веры
- 1. Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа
- 1.1. Почему Иисус назван “Христом”
- 1.2. Иисус Христос — истинный Сын Божий
- 1.3. Предвечное рождение Сына Божия
- 1.4. Иисус Христос есть Господь
- 2. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире
- Примечания. Глава II
- Глава III о третьем члене Символа веры
- 1. Грехопадение прародителей
- 1.1. Состояние человека до грехопадения
- 1.2. Сущность грехопадения
- 1.3. Последствия грехопадения, проклятие
- 1.3.1. Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком
- 1.3.2. Последствия грехопадения в природе человека
- 1.3.3. Последствия грехопадения в отношениях между людьми
- 1.3.4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком
- 1.4. Первородный грех
- 2. Православное учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа
- 2.1. Господь Иисус Христос — “посредник между Богом и человеками” (1Тим. 2, 5)
- 2.2. Господь Иисус Христос — истинный Человек
- 2.2.1. Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа
- 2.2.2. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству
- 2.2.2.1. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом
- 2.2.2.2. Господь Иисус Христос есть человек безгрешный
- 2.3. Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа
- 2.4. Образ соединения двух природ во Христе (понятие о ересях несторианства и монофизитства)
- 2.5. Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств
- 2.5.1. “Общение свойств”
- 2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе
- 2.5.3. Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение
- 2.5.4. В Господе Иисусе Христе две воли и два действования
- 3. О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству Воплощения Сына Божия
- Примечания. Глава III.
- Глава IV Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение, или о таинстве Искупления
- 1. Понятие “спасения”
- 2. Этимология слова “искупление”
- 3. Цель Искупления и его необходимость
- 4. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения
- 4.1. Что необходимо для спасения
- 4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в “Пространном Православном Катихизисе”
- 4.3. Православное учение об образе совершения Иисусом Христом нашего спасения
- Примечания. Глава IV.
- Глава V о четвертом члене Символа Веры
- 1. Крестная жертва — центральное событие Искупления
- 2. Каким образом пострадал Сын Божий
- 3. Значение слов “при Понтийстем Пилате”
- 4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной Жертвы
- Примечания. Глава V.
- Глава VI о пятом члене Символа веры
- 1. Сошествие Иисуса Христа во ад
- 2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых
- 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления
- 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении
- 2.3. Действительность Воскресения Христова
- Примечания. Глава VI.
- Глава VII о шестом члене Символа веры
- 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа
- 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления
- 2. Значение выражения “седяща одесную Отца”
- Примечания. Глава VII.
- Глава VIII о седьмом члене Символа веры
- 1. Учение Церкви о Втором пришествии Христовом
- 1.1. Неизвестность времени Второго пришествия
- 1.2. Признаки Второго пришествия
- 1.3. Образ Второго пришествия Христова
- 2. Образ и содержание будущего суда Христова
- 3. Виды царствия Христова и бесконечное Царствие Христово
- Примечания. Глава VIII.
- Глава IX о восьмом члене Символа веры
- 1. О Божественном достоинстве Святого Духа
- 2. Личное свойство Святого Духа
- 3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам
- Примечания. Глава IX.
- Глава X о девятом члене Символа веры
- 1. Понятие о Церкви Христовой
- 2. Понятие о Церкви Христовой на земле
- 3. Существенные свойства Церкви Христовой
- 3.1. Единство Церкви
- 3.1.1. Единство — принцип бытия Церкви
- 3.1.2. Внешнее выражение единства Церкви
- 3.1.3. Единство Церкви земной и Церкви небесной
- 3.1.3.1. Почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной
- 3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле
- 3.1.3.3. Молитвы Церкви за усопших
- 3.2. Святость Церкви
- 3.3. Соборность (кафоличность) Церкви
- 3.4. Апостольство Церкви
- 3.4.1. Апостольское предание
- 3.4.2. Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия
- 4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения
- Примечания. Глава X.
- Глава XI о десятом члене Символа веры
- 1. Понятие о церковных таинствах
- 2. Таинства Церкви
- 2.1. Крещение
- 2.2. Миропомазание
- 2. 3. Таинство Евхаристии
- 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии
- 2.3.2. Установление таинства Евхаристии
- 2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии
- 2.3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Таин
- 2.4. Таинство покаяния
- 2.5. Таинство священства
- 2.6 Таинство брака
- 2.7. Елеосвящение
- Примечания. Глава XI.
- Глава XII Об одиннадцатом члене Символа веры
- 1. Учение о воскресении мертвых
- 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании
- 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего
- 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых
- 1.4. Изменение живых при воскресении умерших
- 2. Кончина мира
- 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения
- Примечания. Глава XII.
- Глава XIII о двенадцатом члене Символа веры
- 1. Вечное блаженство праведников
- 2. Вечные мучения грешников
- Примечания. Глава XIII.