logo search
История Нагорного Карабаха

Асан-Джалаляны: потомки прародителя Хайка и ветхозаветных патриархов

Царское происхождение рода Асан-Джалалянов является фактом огромного культурного и даже политического значение. Однако, пожалуй еще более интригующим является прямая связь Асан-Джалалянов с миром библейских патриархов и эпических родоначальников армян.

Отцовская линия основателя династии Асана Джалала Вахтангяна происходит от Араншахиков (арм. Առանշահիկներ) – клана древних правителей армянских провинций Арцах и Утик. Название рода «Араншахик» означает род «шахов» (т.е. монархов) берущих начало от Арана, одного из правнуков Сисака – первого правителя армянской провинции Сюник (отсюда и альтернативное название Сюника – Сисакан). Согласно легендам записанным армянским историком 5-го века Мовсесом Хоренаци, Сисак был сыном Гехама и внуком Хайка – главного персонажа героического эпоса об основании армянского народа. Согласно традиции, Хайк был сыном Торгома (Тогармы) и праправнуком Иафета – сына библейского Ноя.

По имени патриарха Хайка армяне именуют себя «хай» [hай], и свою страну – «Хайк» [hайк].

Самым известным монархом из династии Араншахиков был Вачаган II Благочестивый (арм. Վաչագան Բ Բարեխաշտ) – воспетый в легендах и сказаниях правитель Агванкского Царства. Он правил в 5-ом веке и был известен благодаря своей вере во Христа, основанием большого количества церквей и школ, а также благодаря так называемой «Агвенской Коституции» (арм. Սահմանք Կանոնական) – первого сохранившегося армянского конституционного указа. Прах царя Вачагана покоится в монастыре Джрвъштик (Св. Апостола Егише), расположенного в Мравских горах, на севере Нагорно-Карабахской Республики (в 30 км к северо-востоку от Гандзасара). В течении веков, склеп Вачагана Благочестивого являлся местом поломничества верующих всего Восточного Края Армении.

Об основании династии Араншахиков рассказывает Мовсес Каганкатваци (7-ой век) – уроженец Арцаха и историк Восточного Края Армении. Каганкатваци во многом повторяет повествование двух глав «Истории Армении», написанной автором 5-го века, «отцом армянской истории», Мовсесом Хоренаци. Согласно Хоренаци, основателем данной династии был Аран, потомок патриарха Сисака (эпонима армянской княжеской династии Сюни). Князья Сюни – правители Сюника (10-ой провинции древней Армении) – занимали особое место в армянской аристократической иерархии благодаря тому, что поставляли самый большой воинский контингент в армянскую армию. [4]

По описанию Хоренаци и Каганкатваци, Аран вошел в историю благодаря царю Армении Вагаршаку I, когда тот поручил ему властвовать от его имени над восточными провинциями своего царства. Данное повествование можно найти в главе четвертой Первой Книги «Истории Страны Агванк» Каганкатваци и в главе пятой «Истории Армении» Хоренаци:

«При установлении порядка у жителей северных он [Вагаршак] созвал [представителей] пришлых диких племен, живущих в северной равнине и у подножия Кавказских гор, в долинах и ущельях к югу, до того места, где начинается равнина, и приказал им прекратить разбой и вероломство, и платить покорно царские подати. Затем [царь] назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Вагаршака был поставлен некто из рода Сисака, одного из потомков Иафета, по имени Аран, который унаследовал долины и горы страны Агванк, от реки Ерасх до крепости Хнаракерт. Из-за его [Арана] мягкого нрава страна эта была названа Агванк, ибо из-за мягкого нрава звали его Агу. Многие храбрые и знатные из потомков этого Арана, говорят, были назначены Вагаршаком Партевом наместниками и тысячниками.» [5]

Далее в тексте Каганкатваци напрямую указывает на связь Араншахиков с родоначальником армян Хайком. В одной из главе его книги описывается кровавый конфликт между автохтонами-Араншахиками и пришлым княжеским кланом Михранянов (Михранидов) – ассимилированными армянами персами-христианами, которые в 7-ом веке захватили округ Гардман в Арцахе и на время вытеснили местных правителей. Каганкатваци называет Араншахиков «династией Хайка». Киракос Гандзакеци, историк 13-го века и автор «Истории Армении», дополняет Каганкатваци и подчеркивает что Аран а также цари Урнайр, Ваче, Вачаган и другие представители Араншахиков берут начало от Хайка. [6]

Легенда о Хайке лежит в основе исторического самосознания армян. Мовсес Хоренаци описывает Хайка как человека невиданной силы, отважного воина, опытного лучника и признанного вождя своего племени. Хайк в повествовании Хоренаци приходится сыном Торгому (Тогарму), внуком Иафета и, следовательно, правнуком библейского Ноя. [7]

Рассказ Хоренаци застает Хайка вдалеке от дома, в Вавилоне – первом городе построенном, согласно Библии, после Великого Потопа. Правит Вавилоном деспотичный царь Бел (ветхозаветный Нимрод). Когда после рождения своего сына Араманеака Хайк оставляет Вавилон и возвращается на родину в Армению, Бел посылает за ним войско чтобы захватить его страну и сделать ее частью своей империи. Хайк отказывается подчиниться вавилонянам, и между его племенем и войском Бела начинается война. В решающей битве к востоку от озера Ван, в местности впоследствии известном как Хайоц-Дзор («Ущелье Хайка»), Хайк настигает Бела и поражает его трехглавой стрелой, обращая вавилонскую армию в бегство. Победа при Хайоц-Дзоре утверждает Хайка как властелина независимой Армении и родоначальника армян. Страна Хайка называется его потомками по его имени – Хайк (арм. Հայք).

Микаэл Чамчян (1738-1823), армянский историк и аббат конгрегации Мхитаристов, попробывал определить примерную дату битвы Хайка с Белом. По его расчетам, это произошло в 2492 г. до н.э. С этой даты и начинается собственно армянское летоисчисление.

Согласно же Хоренаци, дети и внуки Хайка становятся впоследствии правителями различных областей страны и основателями главных аристократических династий доантичной Армении. Одним из таких потомков Хайка был его внук Сисак – правитель области Сисакан (Сюник), предполагаемый родоначальник княжеской династии Сюни и предок Арана и Араншахиков из вышеупомянутого повествования Мовсеса Каганкатваци.